Феномен паломничества в христианской (армянской и греческой) и иудейской (еврейской) культуре
Валентина Владимировна Федченко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Лусинэ Стефановна Гущян
Докладчик
старший научный сотрудник
Российский этнографический музей
Российский этнографический музей
Греческий институт
2016-03-17
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе речь пойдет о структуре явления паломничества в греческой, армянской и еврейской культурах. Будут рассмотрены места паломничества, состав участников, причины, сопутствующие действия, тексты, пищевой и предметный ряды. Будет проанализировано явление религиозного туризма, как одна из современных разновидностей паломничества.
Тезисы
Феномен
паломничества как явление, связывающее людей, живущих на огромном расстоянии
друг от друга, представляет собой один из интереснейших факторов культуры.
Локации паломничества как узлов, соединяющих прибывших из различных мест
паломников, имеют особое значение для диаспоральных народов. Греки, армяне и
евреи в течение своей истории формировали как общеэтнические пространства
паломничества, так и узколокальные. Посещение этих мест было оформлено во
времени, с одной стороны, в виде религиозных праздников и памятных дат
(соответственно, обладало цикличностью), а с другой стороны — в границах жизни
человека (обязательное венчание в особо почитаемых местах паломничества или
одинарное посещение). Между тем следует отметить, что в христианской, как и
иудейской традициях в Священном писании и преданиях отсутствует предписание
посетить какой-либо город в течение жизни. Совершение паломничества могло быть
как связанным с годовым циклом, так и окказиональным. Основными причинами, по
которым актуализировался второй тип паломничества, являлись обеты, которые
давались из-за болезней или других опасностей, нивелировавшихся за счет этой
религиозной практики. Процесс паломничества включал определенные действия,
соответствующие тексты, а также необходимые и определенные пищевой и предметный
ряды и связанную с ними терминологию. У греков оказывается особенно развитой
традиция обетов (τάζω «обещать», τάξιμο «обет», τάμα «обещанный дар» (наряду с более древним термином ανάθημα), ταγμένος «обещанный (о человеке)» или τασιμάρικο «обещанный (о
ребенке)»), что соответствует в армянской традиции использованию термина,
обозначающего паломничество — ուխտ «неизменное слово,
данное обещание», хотя в последней мог обозначать и собственно место
паломничества — монастырь и даже в монастырскую конгрегацию. Сам феномен
паломничества в современном греческом языке называется словом древнегреческого
происхождения προσκύνημα. В то время как термин «хадж», которым
в современном как греческом, так и армянском языках описывается только
паломничество мусульман в Мекку, сохраняется в некоторых фамилиях (например,
Χατζηγιάννης,Խոջոյան,
Խաջոյն)
и в имени собственном Χατζής.
Состав участников паломничества зависел от его типа:
это могли быть члены одной фамилии, односельчане или не связанные никакими
узами друг с другом группы, объединившиеся с единственной целью совершения
паломничества. Последний вид группы паломников в наибольшей степени
актуализировался в настоящее время в виде религиозного туризма. Несмотря на то,
что актуальный религиозный туризм (поездки в такие центры паломничества, как
церковь Богородицы на острове Тинос, Афон, Константинополь, Эчмиадзин и,
конечно, Иерусалим) структурно отличается от классического паломничества, он
имеет в себе явные черты последнего.