Онегинский тип героя: к вопросу о генезисе и эволюции
Полина Викторовна Бояркина
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
188
2015-04-07
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется литературный генезис героя
«Евгения Онегина», а также особенности героев, наследующих ему в более
поздней русской традиции. Персонажи европейской литературы, на которых
ориентировался Пушкин, — это демонические герои Байрона и Метьюрина и
рефлексирующие герои Констана и Шатобриана. Соединение двух этих типов
произошло лишь в творчестве Лермонтова. В позднейших русских романах эти линии
вновь разошлись. К Онегину восходят, таким образом, как демонические герои типа
Печорина, Ставрогина и Аблеухова, так и пассивные рефлексирующие герои
Тургенева и Гончарова.
Тезисы
Главный герой «Евгения Онегина» генетически связан с такими
героями европейской литературы, как Чайльд-Гарольд Байрона, Адольф Констана,
Рене Шатобриана, Мельмот Метьюрина, Жан Сбогар Нодье. В исследовательской
литературе онегинский тип героя принято характеризовать как байронический
демонический тип. Между тем характер Онегина лишь с большой натяжкой может быть
назван демоническим. Явной печатью демонизма действительно отмечены некоторые
из героев, черты которых он наследует. Однако другие (Чайльд-Гарольд, Адольф,
Рене) представляют иной тип – рефлексирующий и по преимуществу пассивный.
Наследуя Пушкину, Лермонтов в «Демоне», а затем в «Герое нашего времени» заново
соединил оба типа в одном персонаже, в котором более отчетливо, чем в
пушкинском герое, проявились обе генетические линии: рефлексия и демонизм.
Только после Лермонтова можно говорить о появлении в русской литературе
байронического демонического типа. Через Печорина Онегину наследуют Николай Ставрогин
в «Бесах» Достоевского, Николай Аблеухов в «Петербурге» Андрея Белого, Демон
Вин в «Аде» Набокова (в последних двух случаях несомненна пародия на прототип).
Эта линия преемственности так или иначе эксплицирована в литературоведении. Но
есть и другая линия, восходящая к «Евгению Онегину», минуя Лермонтова, а точнее
– заимствуя у Лермонтова только рефлексию как составляющую характера героя. По
этой линии «Онегину» прежде всего преемствуют некоторые герои Тургенева и
Гончарова.