История издания «Обитаемого острова» А. и Б. Стругацких: авторская, цензурная и редакторская стратегии
            Екатерина Сергеевна Задирко
        
        
        Докладчик
        
        
        студент 3 курса
Российский государственный гуманитарный университет
    Российский государственный гуманитарный университет
188
2015-04-09
14:00 -
        14:20
    Ключевые слова, аннотация
    В
докладе история издания «Обитаемого острова» А. и Б. Стругацких
рассматривается как взаимонаправленная деятельность агентов литературного поля
(термин П. Бурдьё): авторов — с одной стороны, редакторов и цензоров — с другой. Анализируются
этапы правки, которые прошел роман, и способы редакторской работы, направленной
на введение текста в подцензурное поле, согласно цензурным требованиям,
предъявляемым к художественному миру научно-фантастического произведения. 
 
Тезисы
    1)
В докладе рассматривается история издания романа «Обитаемый остров» и связанные
с ней текстологические проблемы, причину которых можно определить, обратившись
к анализу стратегий поведения агентов литературного поля (по терминологии П.
Бурдьё): авторов, редакторов и цензоров – в случае, когда художественное
произведение переводится из неподцензурной сферы в подцензурную. 
2) Роман существует в нескольких вариантах: публикация первой главы в журнале «Знание – сила» (1968) и сокращенная публикация в журнале «Нева» (1969), подцензурное издание «Детской литературы» (1971), восстановленное издание для собрания сочинений издательства «Текст» (1993). В предисловии к последнему Борис Стругацкий предлагает считать его «как бы каноническим». Однако при восстановлении произошел не возврат к неподцензурной рукописи, а создание новой редакции. Авторская стратегия учитывает вмешательство цензуры не только как контролирующей инстанции, но и как потенциального соавтора. В издании «Текста» были сохранены некоторые имена, названия, термины, заменившие первоначальные авторские варианты в издании «Детской литературы».
3) Доктрина партии о скором построении коммунизма накладывала особые цензурные требования на произведения научной фантастики: изображенное будущее должно было отвечать принятым представлениям об историческом развитии. Они определяли редакторскую работу, которая была направлена на введение исторической перспективы в художественный мир при отсутствии нежелательных аллюзий на современность. В цензурном варианте «Обитаемого острова» была сделана попытка, во-первых, создания образа коммунистической Земли по образцу т.н. «фантастики ближнего прицела», а во-вторых, – моделирования «дистиллированных» исторических явлений (в первую очередь, фашизма), опознаваемых с помощью эмблем (Гитлер, Освенцим и т.п.), но не связываемых с советской действительностью.
		2) Роман существует в нескольких вариантах: публикация первой главы в журнале «Знание – сила» (1968) и сокращенная публикация в журнале «Нева» (1969), подцензурное издание «Детской литературы» (1971), восстановленное издание для собрания сочинений издательства «Текст» (1993). В предисловии к последнему Борис Стругацкий предлагает считать его «как бы каноническим». Однако при восстановлении произошел не возврат к неподцензурной рукописи, а создание новой редакции. Авторская стратегия учитывает вмешательство цензуры не только как контролирующей инстанции, но и как потенциального соавтора. В издании «Текста» были сохранены некоторые имена, названия, термины, заменившие первоначальные авторские варианты в издании «Детской литературы».
3) Доктрина партии о скором построении коммунизма накладывала особые цензурные требования на произведения научной фантастики: изображенное будущее должно было отвечать принятым представлениям об историческом развитии. Они определяли редакторскую работу, которая была направлена на введение исторической перспективы в художественный мир при отсутствии нежелательных аллюзий на современность. В цензурном варианте «Обитаемого острова» была сделана попытка, во-первых, создания образа коммунистической Земли по образцу т.н. «фантастики ближнего прицела», а во-вторых, – моделирования «дистиллированных» исторических явлений (в первую очередь, фашизма), опознаваемых с помощью эмблем (Гитлер, Освенцим и т.п.), но не связываемых с советской действительностью.