О моделировании системы терминов «Мастерство актера»
            Илья Игоревич  Кривоносов
        
        
        Докладчик
        
        
        магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
    Санкт-Петербургский государственный университет
129
2015-04-08
14:30 -
        14:50
    Ключевые слова, аннотация
    В докладе рассматривается организация терминологии предмета «Мастерство актера»
посредством языкового моделирования. Исследование предполагает описание слабо
структурированной лексики в свете тезаурусного подхода — с выделением основных
связей, существующих между терминологическими единицами. Процедура включает два
основных этапа: создание терминологической базы данных и собственно модели
терминосистемы «Мастерство актера», что, в конечном счете, позволяет задать
содержание термина через его место в системе. 
Тезисы
    При изучении
любой логико-понятийной системы и соответствующей ей системы терминов неизбежно встает вопрос о подходах к
их описанию. Определение процедуры зачастую связано со спецификой предметной
области знания. 
В
большинстве работ, посвященных анализу и упорядочиванию лексики техники, точных
и естественных наук, в качестве одного из ключевых используется тезаурусный
подход, позволяющий под парадигматическим углом зрения отразить существующие в
системе связи и отношения (см. работы А. С. Герда,
С. Д. Шелова, В. М. Лейчика, В. Д. Табанаковой и др.). 
На
материале терминов предмета «Мастерство актера» рассматривается применение
тезаурусного подхода к организации и моделированию слабо структурированной специальной
лексики с высокой диффузностью в значениях. 
Процедура
моделирования терминосистемы предполагает два основных этапа: создание
терминологической базы и графической модели терминосистемы.
Первый
из них – создание базы данных, в которую включаются  терминоподобные единицы и максимально
выделимая информация для каждой из них. На данном этапе также решается ряд
частных задач: выбор рабочего определения термина и подхода к выделению
терминов, создание корпуса основных текстов по предмету (в корпус вошли
основные методические работы К. С. Станиславского для актеров и режиссеров),
выбор корпус-менеджера, выделение для каждой единицы дефиниций и репрезентативных
контекстов из корпуса. 
Ключевым
моментом является описание существующих в системе отношений гипонимии,
синонимии и ассоциации с соответствующим уточнением каждого типа связи:
относительной синонимии/вариантности, разных иерархических структур, типологии
ассоциативных связей. 
На
этапе создания модели терминосистемы описанные в терминологической базе единицы
получает визуальное представление в графическом редакторе. В одной плоскости
все термины располагаются в составе тематических групп, формируемых на основе
дефиниций и контекстов. Существующие отношения эксплицитно представляются при помощи
дуг и специальной системы помет. Таким
образом, для организации терминологии актерского мастерства, имеющей
относительно нечеткую структуру, тезаурусный подход представляется эффективным,
поскольку позволяет задать содержание термина через его место в системе.