Стратегии коммуникативного поведения матери в семье с низким социально-экономическим статусом
Виктория Игоревна Прокофьева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2015-04-06
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Для коммуникации со своим ребенком матери обыкновенно бессознательно используют тот или иной путь общения, называемый зарубежными исследователями коммуникативной стратегией. На материале записей речевого взаимодействия матери и ребенка из русской семьи с низким социально-экономическим статусом мы обнаруживаем использование трех типов коммуникативных стратегий.
Тезисы
В
докладе рассматриваются речевые тактики, бессознательно
избираемые матерью при общении с ребенком для достижения определенных целей.
Зарубежными исследователями выделяется три типа стратегий, имеющих вербальное
проявление: коммуникативные стратегии руководства, контроля и
отрицательного контроля (Taylor N., Donovan W., Miles
S., Leavitt L. Maternal control strategies, maternal language usage and children’s language usage at two years // Journal of child language. 2009. №36.). На материале речевого
взаимодействия матери и ребенка (возраст последнего - 2,1,6 года – 3,7,15 года) из русской семьи с
низким социально-экономическим статусом мы обнаружили использование всех трех
стратегий, что является показателем высокого уровня языковой компетенции.
Так, например, избыточное количество
директивов, или запретов, или обещания материального поощрения за выполнение
коммуникативной или физической задачи говорит об избрании взрослым стратегии
контроля.
(1) Ребенок: Я пить. Водичку пить.
Мама: Не надо водичку пить. Рассказывай стишочек.
Отрицательный контроль подразумевает под
собой использование агрессивного или гневного тона при разговоре с ребенком,
угрозы, резкую критику любого высказывания и действия ребенка.
(2) Мама: Ты вот этим «на-на», все
сбиваешь. Весь разговор наш, то, что она разговаривает. Потому что надо
разговаривать, а не мемекать. Что ты там в кружке говоришь? (агрессивный тон)
Стратегия руководства включает уговоры,
вопросы, предложение помощи, вербальный поиск компромиссов, поощрения.
(3) Мама: Ну что ты там делала-то? Ну,
что писала?
Ребенок: Писала? Мама: Да, что там писала?
Ребенок: Домики… А, писала что? Уроки.
Помимо анализа речевого взаимодействия матери и ребенка, мы измерили среднюю длину высказывания (MLU), количество словоформ и количество словоупотреблений обоих участников диалога, так как эти показатели свидетельствуют об уровне языковой компетенции и матери, и ребенка.
Помимо анализа речевого взаимодействия матери и ребенка, мы измерили среднюю длину высказывания (MLU), количество словоформ и количество словоупотреблений обоих участников диалога, так как эти показатели свидетельствуют об уровне языковой компетенции и матери, и ребенка.