XVIII Международная конференция студентов-филологов

Тематические группы лексем, репрезентирующих жизненные приоритеты, в объявлениях о знакомстве

Карина Олеговна Мачехина
Докладчик
студент 2 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

171
2015-04-07
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются тематические группы лексем, использующиеся в объявлениях о знакомстве города Брянска и Брянской области. Ключевые лексемы, входящие в них, отражают жизненные приоритеты и требования, которые адресант предъявляет к адресату противоположного пола. Рассматривая их, мы можем определить роль объявлений о знакомстве в современной жизни.

Тезисы

Объявления о знакомстве впервые появились в Англии в конце XVII века и распространились по Европе в XVIII в. На протяжении всего периода своего существования этот вид самопрезентации выполнял две функции, характерные в первую очередь для публицистического стиля: информативную и воздействия. К жанровым чертам современного объявления о знакомстве мы можем отнести ограниченность в объёме и клишированность построения, которая, впрочем, последнее время нередко нарушается в связи с желанием адресанта привлечь как можно больше внимания со стороны потенциальных партнёров. Немаловажную роль в подобной речевой ситуации играет лексическая репрезентация жизненных приоритетов. Изучив объявления о знакомстве, представленные на различных сайтах, мы считаем возможным выделить несколько тематических групп, лексемы из которых наиболее активно упоминаются в текстах объявлений о знакомстве.
1. «Намерения». Включает в себя ключевые лексемы с/о (серьезные отношения), вторая половинка, для совместной жизни, создание семьи  и другие.
2. «Внешность».  Эта тематическая группа наиболее обширна и включает в себя более 20 различных лексем: красавчик, симпатичная, милая, спортивного телосложения, стройная  и т. п.
3. «Личностные характеристики». Ключевые лексемы добрая, верный, надежный, умный, забота, искренняя, состоятельный, обеспеченный, инициативный  и многие другие.
4. «Жизненные обстоятельства». Ключевые лексемы дети, дом, место жительства, обеспеченность, здоровье.
5. «Самосознание места в обществе». Ключевые лексемы одиночество, одинока, свободна, холост, не замужем: «устала от одиночества», «свободна душой и телом», «не умею жить одна».
6.  «Занятия». Ключевые лексемы готовить, спорт, танцую, пою и другие.
Особо хотелось бы отметить стремление адресанта нарушить стандартизированность этого жанра, что находит отражение в речевом оформлении информации о себе или потенциальном партнёре, допустим: «Неужели найдется мужчина, который сможет подарить мне аленький цветочик» (пример подается с авторской орфографией и пунктуацией). В отдельных случаях составителем объявления используется графический знак: «)». Полагаем, что подобный приём связан с желанием придать подобной полуофициальной информации выразительность, наделить её эмоциями.
Таким образом, тексты объявлений о знакомстве в какой-то степени сближаются с рекламными текстами в функциональном плане. Однако основной их целью является не просто информирование читателей о своих характеристиках, а лексически эксплицированное обозначение жизненных приоритетов, выдвигаемых на первый план в качестве требований к потенциальному партнёру или же, напротив, позиционируемых как неприемлемые.