«Рассудительность» и «чувствительность»: героини английской прозы 1-й половины XIX в. в зеркале Льва Толстого
Екатерина Владимировна Тупова
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2015-04-07
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой сложно
соотносит поведение Наташи и Элен с поведением Эмилии и Бекки из «Ярмарки тщеславия» Теккерея. В образе Эмилии и Ребекки Теккерей иронически обыгрывает модели идеального женского типа, предложенные актуальной английской словесностью («благоразумная» и «самоотверженная» героиня из социально незащищенной прослойки общества). Толстой мог учитывать риторичность «Ярмарки тщеславия» викторианской традиции, продолжая тему становления женского характера, развивавшуюся разными путями в творчестве Дж. Остин, сестер Бронте, Ч. Диккенса и др.
Тезисы
В романе «Война и мир» (1863-1869) Л. Н. Толстой сложно
соотносит поведение Наташи и Элен
накануне и после Бородинского сражения с поведением Эмилии и Бекки в осажденном
Брюсселе из «Ярмарки тщеславия» (1847-1848) В. М. Теккерея. Мы считаем, что это
соотнесение значимо для раскрытия характеров толстовских героинь и может
служить поводом для дальнейших размышлений об «английском следе» в «Войне и
мире». Противопоставляя «наивность» Эмилии и «благоразумие» Ребекки, автор
«Ярмарки тщеславия» не ищет «идеального» женского типа. Напротив, Теккерей
иронически обыгрывает предложенные актуальной английской словесностью решения
(например, «благоразумная» и «самоотверженная» героиня из социально
незащищенной прослойки общества), отказывая им в жизнеспособности. Наша
гипотеза заключается в том, что Толстой учитывал риторичность «Ярмарки тщеславия» викторианской традиции, продумывая характер и биографию своей
любимой героини — Наташи Ростовой. Возможно, «курагинская» история продолжает
тему становления женского характера, проигнорированную Теккереем, но разными
путями развивавшуюся в творчестве Дж. Остин, сестер Бронте, Ч. Диккенса и др. и подхваченную Толстым. Дилемма,
которая волнует русского писателя со времени «Семейного счастья», отличается от
вопросов, которые поднимали его предшественники, отсутствием
социального содержания: внутреннюю эволюцию должна пережить героиня, в глазах общества имеющая устойчивую
жизненную опору и наделенная необходимыми нравственными качествами для счастья
и благополучия. Противоречие внешнего
(институционального, социального, коллективного и даже семейного) и внутреннего
(интимного, индивидуального) показано не как влияние «среды», а следствие
вечных проблем «воли», «свободы» и «закона», с которым сталкивается сознающая
себя личность.