XVIII Международная конференция студентов-филологов

«Рассудительность» и «чувствительность»: героини английской прозы 1-й половины XIX в. в зеркале Льва Толстого

Екатерина Владимировна Тупова
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

188
2015-04-07
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой сложно соотносит поведение Наташи и Элен с поведением Эмилии и Бекки из «Ярмарки тщеславия» Теккерея. В образе Эмилии и Ребекки Теккерей иронически обыгрывает модели идеального женского типа, предложенные актуальной английской словесностью («благоразумная» и «самоотверженная» героиня из социально незащищенной прослойки общества). Толстой мог учитывать риторичность «Ярмарки тщеславия» викторианской традиции, продолжая тему становления женского характера, развивавшуюся разными путями  в творчестве Дж. Остин, сестер Бронте, Ч. Диккенса и др.

Тезисы

В романе «Война и мир» (1863-1869) Л. Н. Толстой сложно соотносит поведение Наташи и Элен накануне и после Бородинского сражения с поведением Эмилии и Бекки в осажденном Брюсселе из «Ярмарки тщеславия» (1847-1848) В. М. Теккерея. Мы считаем, что это соотнесение значимо для раскрытия характеров толстовских героинь и может служить поводом для дальнейших размышлений об «английском следе» в «Войне и мире». Противопоставляя «наивность» Эмилии и «благоразумие» Ребекки, автор «Ярмарки тщеславия» не ищет «идеального» женского типа. Напротив, Теккерей иронически обыгрывает предложенные актуальной английской словесностью решения (например, «благоразумная» и «самоотверженная» героиня из социально незащищенной прослойки общества), отказывая им в жизнеспособности. Наша гипотеза заключается в том, что Толстой учитывал риторичность «Ярмарки тщеславия» викторианской традиции, продумывая характер и биографию своей любимой героини — Наташи Ростовой. Возможно, «курагинская» история продолжает тему становления женского характера, проигнорированную Теккереем, но разными путями развивавшуюся в творчестве Дж. Остин, сестер Бронте, Ч. Диккенса и др. и подхваченную Толстым. Дилемма, которая волнует русского писателя со времени «Семейного счастья», отличается от вопросов, которые поднимали его предшественники, отсутствием социального содержания: внутреннюю эволюцию должна пережить героиня,  в глазах общества имеющая устойчивую жизненную опору и наделенная необходимыми нравственными качествами для счастья и благополучия. Противоречие внешнего (институционального, социального, коллективного и даже семейного) и внутреннего (интимного, индивидуального) показано не как влияние «среды», а следствие вечных проблем «воли», «свободы» и «закона», с которым сталкивается сознающая себя личность.