XVIII Международная конференция студентов-филологов

Образ убийцы в прозе А. П. Чехова

Элина Викторовна Власова
Докладчик
студент 5 курса
Воронежский государственный университет

188
2015-04-08
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается образ убийцы в прозе А. П. Чехова. Материалом анализа являются те прозаические произведения писателя, сюжет которых включает в себя мотив убийства. Анализируется образ убийцы, мотивы и последствия совершённого преступления, особенность изменения этого образа в хронологии прозаического творчества Чехова.

Тезисы

Цель доклада - исследовать образ убийцы в прозе А.П.Чехова и выявить, как меняется образ убийцы в хронологии прозаического творчества писателя.
Произведений, в которых происходит убийство - 13. Большинство из них (9) написано А. П. Чеховым в 1880-е годы. Лексема убийца появляется в 19 произведениях писателя. Написаны они в основном в 1880-е годы (18).
В большинстве этих текстов слово убийца употребляется в разговоре. Только в пяти произведениях убийство происходит, и герой назван автором убийцей: «В суде», «Драма на охоте», «Верба», «Рассказ старшего садовника», «Заказ». Эти тексты можно выделить в отдельную группу. Ведь преступление в этих текстах всегда спланировано (орудие убийства припасено заранее). В остальных произведениях («Убийство», «Барыня», «В овраге», «Спать хочется», «Драма») убийство происходит «случайно». Оно созревает  на почве конфликта, как правило, семейного, или его подготавливает назревающее внутренне раздражение героя, которое заканчивается преступлением.
Большинство рассказов А. П. Чехова, объединённых мотивом убийства, написано до поездки на Сахалин (кроме рассказов «Убийство», «В овраге», «Рассказ старшего садовника»). 
Замысел этих рассказов вынашивался Чеховым долго, и, как считается, навеян именно сахалинскими впечатлениями. Писатель здесь уделяет больше внимания характеру и облику убийцы, описанию ситуации, в которой происходит убийство. И если в «досахалинском» творчестве писателя убийца ещё раскаивался в совершённом преступлении или к убийце приходила расплата  в виде самоубийства, сумасшествия, смерти, то в «послесахалинском» творчестве писателя категория преступление – расплата  отсутствует.