Куда вы идёте и как вы ходите? Синтагматические ассоциации на глаголы движения в русском языке
Екатерина Владимировна Овчаренко
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2015-04-07
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Исследование проведено на
материале «Русского ассоциативного словаря» Ю. Н. Караулова. Набор
рассматриваемых глаголов: идти — ходить,
ехать — ездить, бежать — бегать. Синтагматические реакции каждого
глагола были разделены на группы по типу валентности, которая в них реализуется,
что позволило сравнить их между собой. Какие валентности глаголов движения
актуализируются наиболее часто в сознании носителей языка? Чем отличаются
наборы ассоциаций для глаголов первой группы (типа идти) и глаголов второй группы (типа ходить)? Ответы на эти вопросы будут представлены в докладе.
Тезисы
Исследование ассоциаций на глаголы
движения необходимо для получения новых сведений о роли грамматического
контекста в процессе восприятия речи.
В качестве источника материала в
исследовании используется электронная версия «Русского ассоциативного словаря»
Ю. Н. Караулова (http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php;
далее — РАС). В докладе будут рассмотрены реакции на следующие глаголы: идти - ходить, ехать - ездить, бежать -
бегать.
Первый из глаголов в каждой из пар
обозначает однонаправленное движение. В литературе по русскому языку как
иностранному такие глаголы называются глаголами первой группы. Второй глагол в
каждой из пар обозначает разнонаправленное движение или многократное движение,
подразумевающее возвращение. Такие глаголы называются глаголами второй группы.
Цель исследования — выявить, какие
валентности глаголов движения актуализируются в сознании носителей русского
языка, а именно:
1) выделить все типы реализуемых
валентностей;
2) отметить наиболее частотные из
них;
3) сопоставить наборы валентностей
для глаголов так называемой первой группы (типа идти) и второй группы (типа ходить).
В ходе работы из всех реакций,
представленных в РАС на каждый из глаголов, были исключены парадигматические (типа
идти – ехать). Все оставшиеся реакции
были разделены в зависимости от того, какая валентность глагола в них
реализуется. Для обозначения валентностей использовались вопросы «Куда?»,
«Как?», «Где?» и т.д.
Предварительный анализ материала
позволил выявить ряд тенденций. Во-первых, реакции, отвечающие на вопросы «Как?»
и «Куда?», характерны для всех глаголов. При этом для глаголов первой группы ехать и идти она является наиболее частотной. Для глаголов же второй группы
это валентность менее частотна, а лидирующие позиции занимают реакции,
отвечающие на вопрос «Как?».
Во-вторых, можно выделить валентности, обусловленные семантикой глаголов. Например, у пары бежать - бегать встречаются реакции типа «От кого/чего?», «За чем?» и «Где?», а у пары ехать - ездить – «На/в чём?». В докладе эти результаты будут проиллюстрированы примерами, а также рассмотрены в сопоставлении с существующими теоретическими представлениями в данной области.
Во-вторых, можно выделить валентности, обусловленные семантикой глаголов. Например, у пары бежать - бегать встречаются реакции типа «От кого/чего?», «За чем?» и «Где?», а у пары ехать - ездить – «На/в чём?». В докладе эти результаты будут проиллюстрированы примерами, а также рассмотрены в сопоставлении с существующими теоретическими представлениями в данной области.