XVIII Международная конференция студентов-филологов

Куда вы идёте и как вы ходите? Синтагматические ассоциации на глаголы движения в русском языке

Екатерина Владимировна Овчаренко
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2015-04-07
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Исследование проведено на материале «Русского ассоциативного словаря» Ю. Н. Караулова. Набор рассматриваемых глаголов: идти — ходить, ехать — ездить, бежать — бегать. Синтагматические реакции каждого глагола были разделены на группы по типу валентности, которая в них реализуется, что позволило сравнить их между собой. Какие валентности глаголов движения актуализируются наиболее часто в сознании носителей языка? Чем отличаются наборы ассоциаций для глаголов первой группы (типа идти) и глаголов второй группы (типа ходить)? Ответы на эти вопросы будут представлены в докладе.

Тезисы

Исследование ассоциаций на глаголы движения необходимо для получения новых сведений о роли грамматического контекста в процессе восприятия речи. В качестве источника материала в исследовании используется электронная версия «Русского ассоциативного словаря» Ю. Н. Караулова (http://www.tesaurus.ru/dict/dict.php; далее — РАС). В докладе будут рассмотрены реакции на следующие глаголы: идти - ходить, ехать - ездить, бежать - бегать. Первый из глаголов в каждой из пар обозначает однонаправленное движение. В литературе по русскому языку как иностранному такие глаголы называются глаголами первой группы. Второй глагол в каждой из пар обозначает разнонаправленное движение или многократное движение, подразумевающее возвращение. Такие глаголы называются глаголами второй группы. Цель исследования — выявить, какие валентности глаголов движения актуализируются в сознании носителей русского языка,  а именно: 1) выделить все типы реализуемых валентностей; 2) отметить наиболее частотные из них; 3) сопоставить наборы валентностей для глаголов так называемой первой группы (типа идти) и второй группы (типа ходить). В ходе работы из всех реакций, представленных в РАС на каждый из глаголов, были исключены парадигматические (типа идти – ехать). Все оставшиеся реакции были разделены в зависимости от того, какая валентность глагола в них реализуется. Для обозначения валентностей использовались вопросы «Куда?», «Как?», «Где?» и т.д. Предварительный анализ материала позволил выявить ряд тенденций. Во-первых, реакции, отвечающие на вопросы «Как?» и «Куда?», характерны для всех глаголов. При этом для глаголов первой группы ехать и идти она является наиболее частотной. Для глаголов же второй группы это валентность менее частотна, а лидирующие позиции занимают реакции, отвечающие на вопрос «Как?».
Во-вторых, можно выделить валентности, обусловленные семантикой глаголов. Например, у пары бежать - бегать встречаются реакции типа «От кого/чего?», «За чем?» и «Где?», а у пары ехать - ездить – «На/в чём?». В докладе эти результаты будут проиллюстрированы примерами, а также рассмотрены в сопоставлении с существующими теоретическими представлениями в данной области.