Формирование коммуникативной компетенции на уроках РКИ (на материале аудио- и письменных рекламных текстов)
Надежда Анатольевна Сычёва
Докладчик
магистрант 2 курса
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
215-а
2015-04-09
14:35 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматриваются преимущества коммуникативно-ориентированного подхода
при обучении русскому языку как иностранному на материалах аудио- и печатных
рекламных текстов. Даются рекомендации по работе с данными видами текстов на
уроках РКИ, предлагается
блок упражнений для развития коммуникативных навыков студентов.
Тезисы
Образовательный процесс для иностранных студентов может
протекать со сложностями, возникающими из-за разнообразных трудностей в
языковом отношении. Следовательно, без овладения коммуникативными компетенциями
невозможен успешный процесс обучения и формирование настоящего профессионала,
отвечающего требованиям современного рынка труда.
Коммуникативно-ориентированная методика обучения РКИ направлена на создание на занятиях всевозможных ситуаций, которые будут максимально приближены к реальным, естественным, а также на формирование у студентов как учебных, так и внеучебных навыков владения языком, что достигается обращением к аутентичным, реально встречающимся в окружающей обстановке, текстам и погружением в естественную языковую среду. Именно поэтому на занятиях РКИ много внимания уделяется устной разговорной речи и художественной литературе. Но стоит отметить, что при выходе за пределы учебной аудитории студенты встречаются с большим количеством разнообразных текстов, смысл которых им не всегда понятен. К таким текстам можно отнести аудио- и печатные рекламные тексты, которые отражают все изменения, происходящие в русском языке, поэтому их использование при обучение РКИ мы считаем обоснованным.
Наиболее важным аспектом коммуникативного подхода можно назвать работу студентов в малых группах и в парах. Преподаватель на занятиях РКИ создает всевозможные ситуации, в которых учащиеся смогут использовать имеющиеся знания языка в реальном речевом общении. Такой вид работы дает студентам возможность преодолеть языковой барьер и научиться находить ошибки в своей речи и в речи своего собеседника, при этом самостоятельно исправляя их. При обсуждении самых разнообразных тем учащиеся могут проработать максимальное количество вариантов речевых конструкций для наиболее полного и понятного выражения мысли. Можно предложить разыграть ситуацию телефонного разговора агента, предлагающего услугу подключения скоростного интернета, и потенциального покупателя, при этом один из учеников играет роль звонящего, другой – отвечающего на звонок.
Не менее важным является аудирование как один из основных видов речевой деятельности, представляющий собой восприятие акустических сигналов и их понимание. Именно аудирование оказывает огромное влияние на формирование у иностранцев навыков говорения, чтения и письма. Преподаватель может предложить студентам прослушать рекламную аудиозапись, а затем раздать печатный текст этой аудиозаписи с пропущенными в ней словами. Задача студентов – заполнить эти пропуски.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что рекламные аудио- и печатные тексты служат отличным материалом для обучения коммуникативному аспекту РКИ, в силу использования наиболее часто употребляемых речевых конструкций и отражения изменений, происходящих в современном русском языке.
Коммуникативно-ориентированная методика обучения РКИ направлена на создание на занятиях всевозможных ситуаций, которые будут максимально приближены к реальным, естественным, а также на формирование у студентов как учебных, так и внеучебных навыков владения языком, что достигается обращением к аутентичным, реально встречающимся в окружающей обстановке, текстам и погружением в естественную языковую среду. Именно поэтому на занятиях РКИ много внимания уделяется устной разговорной речи и художественной литературе. Но стоит отметить, что при выходе за пределы учебной аудитории студенты встречаются с большим количеством разнообразных текстов, смысл которых им не всегда понятен. К таким текстам можно отнести аудио- и печатные рекламные тексты, которые отражают все изменения, происходящие в русском языке, поэтому их использование при обучение РКИ мы считаем обоснованным.
Наиболее важным аспектом коммуникативного подхода можно назвать работу студентов в малых группах и в парах. Преподаватель на занятиях РКИ создает всевозможные ситуации, в которых учащиеся смогут использовать имеющиеся знания языка в реальном речевом общении. Такой вид работы дает студентам возможность преодолеть языковой барьер и научиться находить ошибки в своей речи и в речи своего собеседника, при этом самостоятельно исправляя их. При обсуждении самых разнообразных тем учащиеся могут проработать максимальное количество вариантов речевых конструкций для наиболее полного и понятного выражения мысли. Можно предложить разыграть ситуацию телефонного разговора агента, предлагающего услугу подключения скоростного интернета, и потенциального покупателя, при этом один из учеников играет роль звонящего, другой – отвечающего на звонок.
Не менее важным является аудирование как один из основных видов речевой деятельности, представляющий собой восприятие акустических сигналов и их понимание. Именно аудирование оказывает огромное влияние на формирование у иностранцев навыков говорения, чтения и письма. Преподаватель может предложить студентам прослушать рекламную аудиозапись, а затем раздать печатный текст этой аудиозаписи с пропущенными в ней словами. Задача студентов – заполнить эти пропуски.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что рекламные аудио- и печатные тексты служат отличным материалом для обучения коммуникативному аспекту РКИ, в силу использования наиболее часто употребляемых речевых конструкций и отражения изменений, происходящих в современном русском языке.