Гетеротопии в романе-травелоге А. Стасюка «На пути в Бабадаг»
Екатерина Владимировна Касумова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2015-04-09
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривает травелог А. Стасюка «На пути в Бабадаг» через разработанное М. Фуко понятие гетеротопии. Применение концепции гетеротопического пространства дает исследователю дополнительный инструмент для изучения травелога и его смыслообразующих особенностей. Так, отдельное внимание уделяется тем гетеротопиям, которые, по мнению исследователя, формируют образ специфического восточноевропейского пространства и поддерживают созданную автором концепцию вечного неизбежного пути героя романа. Этот путь пролегает в никуда в пространстве гетеротопизированной Восточной Европы.
Тезисы
Вышедшую в свет в 2004 году книгу польского писателя Анджея Стасюка «На пути в Бабадаг» (перевод на русский язык 2009 года) можно заслуженно назвать одним из самых значительных романов современности. Написанная в форме травелога, она раздвигает границы исходного жанра, полностью изменяя представления читателя о том, что такое, собственно, физическое тело, его перемещение, пространство и время.
Переводя свой художественный мир в пространство геопоэтики, Стасюк ставит два не связанных на первый взгляд, но сливающихся в результате в один, вопроса: что такое физическое пространство и какова природа политики.
Одной из важнейших задач для писателя становится концептуализация той части мира, по которой пролегает его путешествие, поиск ответов на вопросы политики и истории через соприкосновение с повседневностью.
Для исследования приемов, использованных Стасюком в травелоге «На пути в Бабадаг» с целью создания специфического восточноевропейского пространства, предлагается применить разработанную Мишелем Фуко концепцию гетеротопии. Данное понятие было представлено М. Фуко в 1968 году в статье «О других пространствах». Гетеротопия, по Фуко, есть контрпространство, в котором время противостоит антропологическому и в котором все времена и все пространства встречаются вопреки своей природе. Гетеротопии соединены с остальным миром, но противопоставлены ему; они связаны со всем миром в целом и при этом ни с одним объектом конкретно.
В гетеротопии наиболее ярко выражается иерархия пространств, их негомогоненность, их предназначенность для определенной цели. Гетеротопии также отражают иерархичность времени и пространства, представляя время как десакрализованную производную пространства.
Гетеротопия есть место вне мест, место, которое лишь отсылает к другому месту, протяженность в котором заменяет конкретную локализацию.
Гетеротопии есть реальные места, которые служат контрместоположением, это реализованные утопии, которые оспаривают, переворачивают и одновременно представляют через себя все другие места, выражающие данную культуру. Гетеротопия заключает в себе кризис, девиацию, она находится везде и нигде; попасть в нее можно, лишь пройдя через виртуальную точку, в которой сходятся границы абсолютно реального и абсолютно нереального. Таким образом, гетеротопии проницаемы и изолированы одновременно, вход в них открыт каждому, однако в реальности проникновение внутрь гетеротопии есть лишь иллюзия. Это лишь пространство, которое подчеркивает своим существованием сюрреализм всего остального окружающего мира, представляет инвариантный порядок следования вещей и их порождения.
Таким образом, представляется возможным применить концепт М. Фуко к современной прозе и провести новое исследование геопоэтики и литературных хронотопов.
Переводя свой художественный мир в пространство геопоэтики, Стасюк ставит два не связанных на первый взгляд, но сливающихся в результате в один, вопроса: что такое физическое пространство и какова природа политики.
Одной из важнейших задач для писателя становится концептуализация той части мира, по которой пролегает его путешествие, поиск ответов на вопросы политики и истории через соприкосновение с повседневностью.
Для исследования приемов, использованных Стасюком в травелоге «На пути в Бабадаг» с целью создания специфического восточноевропейского пространства, предлагается применить разработанную Мишелем Фуко концепцию гетеротопии. Данное понятие было представлено М. Фуко в 1968 году в статье «О других пространствах». Гетеротопия, по Фуко, есть контрпространство, в котором время противостоит антропологическому и в котором все времена и все пространства встречаются вопреки своей природе. Гетеротопии соединены с остальным миром, но противопоставлены ему; они связаны со всем миром в целом и при этом ни с одним объектом конкретно.
В гетеротопии наиболее ярко выражается иерархия пространств, их негомогоненность, их предназначенность для определенной цели. Гетеротопии также отражают иерархичность времени и пространства, представляя время как десакрализованную производную пространства.
Гетеротопия есть место вне мест, место, которое лишь отсылает к другому месту, протяженность в котором заменяет конкретную локализацию.
Гетеротопии есть реальные места, которые служат контрместоположением, это реализованные утопии, которые оспаривают, переворачивают и одновременно представляют через себя все другие места, выражающие данную культуру. Гетеротопия заключает в себе кризис, девиацию, она находится везде и нигде; попасть в нее можно, лишь пройдя через виртуальную точку, в которой сходятся границы абсолютно реального и абсолютно нереального. Таким образом, гетеротопии проницаемы и изолированы одновременно, вход в них открыт каждому, однако в реальности проникновение внутрь гетеротопии есть лишь иллюзия. Это лишь пространство, которое подчеркивает своим существованием сюрреализм всего остального окружающего мира, представляет инвариантный порядок следования вещей и их порождения.
Таким образом, представляется возможным применить концепт М. Фуко к современной прозе и провести новое исследование геопоэтики и литературных хронотопов.