Адаптация провинциального писателя-автодидакта в столичной литературной среде: рефлексия в раннем творчестве Г. Д. Гребенщикова
Оксана Алексеевна Толстоноженко
Докладчик
магистрант 1 курса
Сибирский федеральный университет
Сибирский федеральный университет
188
2015-04-08
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе на примере творческого
наследия писателя-сибиряка Г. Д. Гребенщикова рассматривается проблема
адаптации молодых писателей провинциального происхождения в элитарной
культурной сфере в России второй половины XIX – начала XX века.
Ключевые для данной темы аспекты происхождения, образования, начала литературной
деятельности, взаимоотношений с авторитетными фигурами, обладающими
символической властью, рассматриваются в связи с жизнетворческой концепцией и
формированием автобиографического писательского
мифа.
Тезисы
Изменения в структуре литературного процесса конца XIX – начала XX века в России
были вызваны результатами реформ, последовавших за отменой крепостного права. После
1861 года размывание границ сословий актуализировало роль словесности как
инструмента интеграции: в это время активно происходит продвижение в культурные
слои писателей «из народа». Повышение уровня грамотности повлекло за собой значительное
расширение читательской аудитории и возникновение потребности в дешёвой
литературе. Постепенно в далёких от Москвы и Петербурга регионах появляются свои
печатные органы. Это даёт провинциальным писателям-самоучкам площадку для
самореализации и намечает пути выхода в «большую литературу».
В ходе работы на примере творческой судьбы Г. Д. Гребенщикова была выявлена типичная карьерная траектория писателя-автодидакта и определены стратегии его самопрезентации в социальном контексте и художественном дискурсе.
В ранних произведениях провинциальных писателей, как правило, отражены основные аспекты и этапы вхождения в столичную культурную среду: низкое происхождение, несистематическое образование или его отсутствие, скитания в поисках заработка, сотрудничество с провинциальными газетами, вхождение в местную интеллигенцию, поиски покровителя, который вводит молодого писателя в круг столичных литераторов. Провинциальное происхождение и недостаточное образование заставляют таких авторов создавать особый автоописательный миф, компенсирующий травму, связанную с оторванностью от столичной культуры. Это отражается как в имидже (городской костюм приходит на смену деревенскому), так и в творчестве: писатель проговаривает свои переживания через изображение деревенского человека в столице.
Так, Г. Д. Гребенщиков, родившийся в шахтёрском посёлке в Сибири и выучившийся грамоте у сапожника, уезжает в город и занимается репортёрской работой в ряде газет. Знакомство с Г. Н. Потаниным даёт ему возможность войти в круг сибирской интеллигенции. Через несколько лет Г. Д. Гребенщиков навещает в Ясной Поляне Л. Н. Толстого, от которого получает «благословение» на творчество, заводит переписку с М. Горьким. В 1912 году произведения Гребенщикова становятся известны столичному читателю, критика благосклонно встречает «сибирского самородка». Цикл путевых очерков «Письма к друзьям», повествующий о первой поездке автора в Петербург, сборник рассказов «В просторах Сибири», первый том эпопеи «Чураевы» репрезентируют рефлексию как опыт объяснений травмы и контроля над ее негативным воздействием на писательскую идентичность.
В ходе работы на примере творческой судьбы Г. Д. Гребенщикова была выявлена типичная карьерная траектория писателя-автодидакта и определены стратегии его самопрезентации в социальном контексте и художественном дискурсе.
В ранних произведениях провинциальных писателей, как правило, отражены основные аспекты и этапы вхождения в столичную культурную среду: низкое происхождение, несистематическое образование или его отсутствие, скитания в поисках заработка, сотрудничество с провинциальными газетами, вхождение в местную интеллигенцию, поиски покровителя, который вводит молодого писателя в круг столичных литераторов. Провинциальное происхождение и недостаточное образование заставляют таких авторов создавать особый автоописательный миф, компенсирующий травму, связанную с оторванностью от столичной культуры. Это отражается как в имидже (городской костюм приходит на смену деревенскому), так и в творчестве: писатель проговаривает свои переживания через изображение деревенского человека в столице.
Так, Г. Д. Гребенщиков, родившийся в шахтёрском посёлке в Сибири и выучившийся грамоте у сапожника, уезжает в город и занимается репортёрской работой в ряде газет. Знакомство с Г. Н. Потаниным даёт ему возможность войти в круг сибирской интеллигенции. Через несколько лет Г. Д. Гребенщиков навещает в Ясной Поляне Л. Н. Толстого, от которого получает «благословение» на творчество, заводит переписку с М. Горьким. В 1912 году произведения Гребенщикова становятся известны столичному читателю, критика благосклонно встречает «сибирского самородка». Цикл путевых очерков «Письма к друзьям», повествующий о первой поездке автора в Петербург, сборник рассказов «В просторах Сибири», первый том эпопеи «Чураевы» репрезентируют рефлексию как опыт объяснений травмы и контроля над ее негативным воздействием на писательскую идентичность.