XVIII Международная конференция студентов-филологов

Поэтическая мифология С. А. Есенина в статье «Ключи Марии»

Инга Викторовна Савинкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

206
2015-04-08
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе предпринята попытка дать описание языковым способам реализации основных мотивов в статье С. А. Есенина «Ключи Марии». Основное внимание уделено исследованию изобразительных средств (сравнение и метафора), ключевых слов, есенинской интерпретации элементов русского кириллического письма.

Тезисы

«Ключи Марии» (1918 г.) – основная в творчестве С. А. Есенина теоретико-философская работа о существе творчества. Основное содержание статьи – размышление о словесном искусстве и природе русского языка. Интересны и самобытны рассуждения Есенина о происхождении народного творчества, его попытки классификации изобразительных средств русского языка, «наивная» интерпретация элементов русского кириллического алфавита.
Можно утверждать, что С. А. Есенин на основе литературных источников и народных мифологических воззрений выстраивает собственную систему взглядов о природе поэтического творчества.
Речевая ткань статьи – образный метафоричный язык, который обрекает текст на неоднозначность интерпретации. Связность текста создается с помощью различных языковых средств – прежде всего синтаксического (скрепы-повторы, параллелизм и др.) и лексического уровней (ключевые слова-символы, сквозные метафоры и др.).
Один из ярких символов – Мировое древо, некое единство языческого и христианского начал, реализуется в тексте посредством целого ряда «растительных» образов. Главными их выразителями выступают различные виды метафоры:
1) простые (шишки слов и дум);
2) развернутые (Они увидели через листья своих ногтей, через пальцы ветвей, через сучья рук и через ствол — туловища с ногами, — обозначающими коренья, что мы есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу).
Важной для «Ключей…» оказывается метафора-формула «узловая завязь природы с сущностью человека», которая отражает главную идею Есенина о неразрушимом единстве мира природы и человека. Черты этой же идеи проявляются и в авторской интерпретации букв русского алфавита:
Пуп есть узел человеческого существа, и поэтому, определяя себя или ощупывая, человек как-то невольно опустил свои руки на эту завязь, и получилась буква в.
Поэтический метаязык статьи – отражение нетривиального, творческого отношения поэта-мыслителя к родному языку.