Амбивалентность поступка в рассказе Э. М. Хемингуэя «Там, где чисто, светло»
Инга - Монхбат
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
215-а
2015-04-06
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе на примере рассказа Э. М.
Хемингуэя «Там, где чисто, светло» рассматривается поступок как категория,
организующая бытие героев текста. Особенностью ее реализации в этом произведении является амбивалентность, которая достигается за счет антитезы
внешней бессобытийности повествования и подтекстного изображения «события
бытия» через детали, диалоги и монолог героя. Сопоставление трех поступающих
сознаний героев позволяет выявить имплицитную авторскую идею о необходимости
восстановления единства между миром и человеком.
Тезисы
Исследование посвящено прочтению рассказа Э. М. Хемингуэя «Там, где чисто, светло» в контексте философии поступка.
Рассматривая текст сквозь призму философии поступка М. М. Бахтина, мы исследуем произведение во всей его целостности и полноте авторского замысла. Поступок в художественном произведении требует пристального внимания, ведь в нем кроется не просто рефлекторная деятельность или нравственно-дидактическая наполненность мысли – поступок выражает бытие героя.
Наша задача – с помощью подтекста выявить амбивалентную природу поступков героев произведения и показать стоящую за нею философию поступка автора.
Сюжет рассказа Хемингуэя бессобытиен, поступки героев внешне просты и предсказуемы: старик каждый вечер засиживается допоздна в кафе, официант помоложе всегда спешит домой к жене, официант постарше никуда не спешит. Однако перед нами не эпизод из жизни героев – это событие бытия (М. М. Бахтин), то есть само бытие. Время и место действия ограниченностью рамок органично углубляют целостность содержания. За счет лаконичности формы и фактографичности хронотопа смысл рассказа концентрируется в подтексте.
Перед нами три героя – три поступающих сознания: каждое действие, как и бездействие, дает характеристику персонажам. Глухой старик приходит в кафе, чтобы слиться с ясно чувствуемой тишиной и безграничностью человеческого одиночества. Молодой официант, гонимый телесными желаниями, спешит домой – спешит жить. Официант постарше задумывается и рассуждает, проникается болью старика; он осознает, что нужны только свет и чистота, а остальное – ничто.
Поступки очерчены Хемингуэем набросками к будущим действиям, уходящим в подтекст и затекстовое пространство. Решающим и определяющим эстетическое бытие героев должен стать поступок читателя: поверить в ничто (nada de nada) или открыть свой внутренний свет для героев, согреть и оплакать их несчастные отчаявшиеся души.
В центре повествования – последовательное осознание действительности официантом постарше. Герой читает молитву к «ничто», в котором нестрашно спрятаться, забыться, пока миром правит абсурдная суета сует. Погрузиться в бездействие-созерцание – буддистский поступок героя, приносящий отнюдь не нирвану, а лишь бессонницу и беспокойство.
Амбивалентность поступков в рассказе Хемингуэя реализуется в подтексте и контрасте деталей. Разница между реальным бездействием и внутренним беспрестанным поиском главного героя очевидна. Внешне поступки не меняют действительность, но в пространстве мысли и чувства, тональности настроения и равнодушного света ночи они организуют событие бытия. Амбивалентность поступков подчеркивает главный посыл-поступок автора: единство между миром и человеком разорвано, «ничто» не спасает, необходимы чистота и свет смысла, придающие бытию цельность и единство.
Рассматривая текст сквозь призму философии поступка М. М. Бахтина, мы исследуем произведение во всей его целостности и полноте авторского замысла. Поступок в художественном произведении требует пристального внимания, ведь в нем кроется не просто рефлекторная деятельность или нравственно-дидактическая наполненность мысли – поступок выражает бытие героя.
Наша задача – с помощью подтекста выявить амбивалентную природу поступков героев произведения и показать стоящую за нею философию поступка автора.
Сюжет рассказа Хемингуэя бессобытиен, поступки героев внешне просты и предсказуемы: старик каждый вечер засиживается допоздна в кафе, официант помоложе всегда спешит домой к жене, официант постарше никуда не спешит. Однако перед нами не эпизод из жизни героев – это событие бытия (М. М. Бахтин), то есть само бытие. Время и место действия ограниченностью рамок органично углубляют целостность содержания. За счет лаконичности формы и фактографичности хронотопа смысл рассказа концентрируется в подтексте.
Перед нами три героя – три поступающих сознания: каждое действие, как и бездействие, дает характеристику персонажам. Глухой старик приходит в кафе, чтобы слиться с ясно чувствуемой тишиной и безграничностью человеческого одиночества. Молодой официант, гонимый телесными желаниями, спешит домой – спешит жить. Официант постарше задумывается и рассуждает, проникается болью старика; он осознает, что нужны только свет и чистота, а остальное – ничто.
Поступки очерчены Хемингуэем набросками к будущим действиям, уходящим в подтекст и затекстовое пространство. Решающим и определяющим эстетическое бытие героев должен стать поступок читателя: поверить в ничто (nada de nada) или открыть свой внутренний свет для героев, согреть и оплакать их несчастные отчаявшиеся души.
В центре повествования – последовательное осознание действительности официантом постарше. Герой читает молитву к «ничто», в котором нестрашно спрятаться, забыться, пока миром правит абсурдная суета сует. Погрузиться в бездействие-созерцание – буддистский поступок героя, приносящий отнюдь не нирвану, а лишь бессонницу и беспокойство.
Амбивалентность поступков в рассказе Хемингуэя реализуется в подтексте и контрасте деталей. Разница между реальным бездействием и внутренним беспрестанным поиском главного героя очевидна. Внешне поступки не меняют действительность, но в пространстве мысли и чувства, тональности настроения и равнодушного света ночи они организуют событие бытия. Амбивалентность поступков подчеркивает главный посыл-поступок автора: единство между миром и человеком разорвано, «ничто» не спасает, необходимы чистота и свет смысла, придающие бытию цельность и единство.