Особенности морфологической структуры вымышленных языков в произведении «The Lord of the Rings»
Светлана Валерьевна Шумилина
Докладчик
студент 5 курса
Кемеровский государственный университет
Кемеровский государственный университет
184
2015-04-06
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассмотрены вымышленные языки Квенья и Черное наречие из трилогии
Дж. Р. Р. Толкиена «The Lord of The Rings».
Проведено сопоставление морфологической структуры языков. Квенья, язык
протагонистов в произведении, и язык антагонистов Черное наречие являются
языками противопоставляемых типов — флективного и агглютинативного
соответственно. Сделан вывод, что развитая система парадигм Квенья является
признаком высокого уровня развития народа эльфов, в то время как агглютинативный
тип становится способом выражения более агрессивного и примитивного сознания
народа.
Тезисы
По определению М. Ю.
Сидоровой, искусственные языки – специальные языки, отличающиеся от естественных
прежде всего тем, что, в большинстве своем, имеют конкретного создателя,
который конструирует их целенаправленно. Один из типов искусственных языков –
вымышленные языки (ВЯ), создаваемые авторами литературных и кинематографических
произведений.
Одним из
первых произведений, в котором широко представлены вымышленные языки, является
трилогия Дж. Р. Р. Толкиена «The Lord of The Rings» - фантастическая сага о
мире, называемом Средиземьем. ВЯ в произведении делятся на группу эльфийских
(наиболее известные из них– Квенья и Синдарин), языки людей, язык гномов и язык
орков – черное наречие.
В данной работе
сравниваются морфологические структуры ВЯ. Квенья является языком флективного
типа, т.е. словоизменительное и словообразовательное значение в нем выражаются
преимущественно флексиями. В Квенья система склонений и спряжений достаточно
сложна: парадигма склонения существительных насчитывает четыре числа
(единственное, множественное, дробное и двойственное) и десять падежей
(именительный, винительный, дательный, родительный, притяжательный, местный,
приблизительный, отделительный, инструментальный и «загадочный»).
Прилагательные, причастия и местоимения также склоняются. В парадигме спряжения
глагола имеется четыре временные формы: прошедшее, совершенное, настоящее и
будущее время. Наряду с изъявительным наклонением в языке присутствует
повелительное. Наличие таких объемных парадигм создает впечатление о
протагонистах-эльфах как о высокоразвитом народе.
Орки
у Толкиена – существа, несущие лишь разрушение. Черное наречие -
агглютинативный язык, т.е. словообразование и словоизменение в нем
осуществляется путем присоединения к корню или основе слова аффиксов, имеющих
грамматические или деривационные значения. К примеру,
в слове durbatulûk (to rule them all - чтобы править ими всеми) разделение
морфем можно произвести так: durb-at-ul-ûk (rule-to-them-all - править-чтобы-ими-всеми).
Агглютинативные языки В. Гумбольдт противопоставлял флективным. Возможно, Толкиен осознанно выбрал именно этот тип для создания образа враждебного
народа.
Чужеродность
ВЯ для читателя достигается, с одной стороны, за счет использования непривычной
для носителей английского языка агглютинативной системы Черного наречия, и с
другой, более сложной, чем в английском, парадигмой Квенья. В структурах разных
языков выражается ментальность двух народов: носители языка с развитой системой
парадигм обладают высокоразвитой культурой, носители агглютинативного языка –
цивилизация воинов, не имеющих культурного наследия и способных лишь выполнять
приказы.