Функциональная семантика оценки в интернет-отзыве о путешествии
Александра Михайловна Павлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
206
2015-04-07
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен рассмотрению оценочных высказываний в интернет-отзывах о путешествии. В качестве основной цели выступает анализ структуры оценочных высказываний о путешествии и выявление их языковой специфики. Исследование проведено на материале англоязычных интернет-комментариев о путешествии. В докладе представлены выводы относительно объектов оценки, распределенных по следующим тематическим блокам: (I) cоциально-культурный и его подгруппы: (a) сфера обслуживания; (б) транспорт; (в) объекты культуры; в качестве второго тематического блока выступает (II) природа.
Тезисы
Доклад посвящен рассмотрению оценочных высказываний в интернет-отзывах о путешествии. Основная цель заключается в анализе структуры оценочных высказываний о путешествии и выявлении их языковой специфики. Материалом для анализа послужили интернет-отзывы англоязычных туристов о путешествии, отобранные с различных сайтов (в качестве одного из основных источников можно указать http://www.tripadvisor.co.uk) и написанные не ранее 2012 года.
В связи с поставленной целью можно обозначить несколько задач: (1) на основании анализа объекта оценки выделить основные тематические блоки и их компоненты, определяемые цельностью комментария; (2) указать основные аспекты и основания оценки; (3) провести дифференциацию в соответствии со знаком оценки; (4) рассмотреть основные признаки субъектов оценки (коммуникантов).
Исследование показало преобладание положительной оценки над отрицательной в рассмотренных примерах, а также уменьшение экспрессивности (терминология А. Г. Поспеловой) при выражении негативной оценки, что выражается в основном в использовании: (1) аксиологических предикатов (I think, it seems), под которыми мы вслед за Е. М. Вольф понимаем класс предикатов, входящих в структуру оценки и объединяющих ее субъект и объект. Подобное указание смягчает оценку, указывая на ее истинность для говорящего, но сохраняя при этом возможность наличия альтернативных пресуппозиций у других участников коммуникации; (2) деинтенсификаторов. Тем не менее специфика интернет-коммуникации накладывает свой отпечаток не только на общий уровень грамотности, например орфографию (а также на графику как элемент невербальной коммуникации) и некоторые элементы синтаксиса (например, опущение местоимения I), но также и на интенсивность оценки, увеличивая экспрессивность высказывания: в частности, в отобранных примерах отмечается меньшая степень распространенности аппроксиматоров и косвенных конструкций.
В результате проведенного анализа в отношении объекта оценки можно выделить следующие тематические блоки: (I) cоциально-культурный тематический блок, который в свою очередь можно подразделить на следующие подгруппы: (a) сфера обслуживания; (б) транспорт; (в) объекты культуры; в качестве второго тематического блока выступает (II) природа. Следует отметить, что данные тематические блоки не равны по количеству примеров, которые им соответствуют, однако представляют два наиболее общих объекта оценки.
В связи с поставленной целью можно обозначить несколько задач: (1) на основании анализа объекта оценки выделить основные тематические блоки и их компоненты, определяемые цельностью комментария; (2) указать основные аспекты и основания оценки; (3) провести дифференциацию в соответствии со знаком оценки; (4) рассмотреть основные признаки субъектов оценки (коммуникантов).
Исследование показало преобладание положительной оценки над отрицательной в рассмотренных примерах, а также уменьшение экспрессивности (терминология А. Г. Поспеловой) при выражении негативной оценки, что выражается в основном в использовании: (1) аксиологических предикатов (I think, it seems), под которыми мы вслед за Е. М. Вольф понимаем класс предикатов, входящих в структуру оценки и объединяющих ее субъект и объект. Подобное указание смягчает оценку, указывая на ее истинность для говорящего, но сохраняя при этом возможность наличия альтернативных пресуппозиций у других участников коммуникации; (2) деинтенсификаторов. Тем не менее специфика интернет-коммуникации накладывает свой отпечаток не только на общий уровень грамотности, например орфографию (а также на графику как элемент невербальной коммуникации) и некоторые элементы синтаксиса (например, опущение местоимения I), но также и на интенсивность оценки, увеличивая экспрессивность высказывания: в частности, в отобранных примерах отмечается меньшая степень распространенности аппроксиматоров и косвенных конструкций.
В результате проведенного анализа в отношении объекта оценки можно выделить следующие тематические блоки: (I) cоциально-культурный тематический блок, который в свою очередь можно подразделить на следующие подгруппы: (a) сфера обслуживания; (б) транспорт; (в) объекты культуры; в качестве второго тематического блока выступает (II) природа. Следует отметить, что данные тематические блоки не равны по количеству примеров, которые им соответствуют, однако представляют два наиболее общих объекта оценки.