XVIII Международная конференция студентов-филологов

Повесть Джека Лондона «Джон Ячменное Зерно» (1913) в контексте англо-американской трезвеннической литературы

Алина Петровна Захарова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

215-а
2015-04-06
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Повесть Джека Лондона «Джон Ячменное Зерно» (1913) может быть рассмотрена в рамках литературы общественно-культурного явления «Движение за трезвость», которое делится на две национальные ветви: английскую и американскую. Повесть Дж.Лондона опирается на литературные традиции обеих национальных разновидностей, но в то же время полемизирует с существующим каноном, сформировавшимся в XIX веке. В задачи работы входит обзор англо-американской трезвеннической литературы и сопоставление с ней повести Лондона.

Тезисы

Повесть Дж. Лондона «Джон Ячменное Зерно» (1913)  может быть вписана в контекст англо-американской трезвеннической литературы, так как содержит в себе топику, сложившуюся внутри этой традиции. Однако произведение Лондона отличает ряд новаторских черт. Большое количество научных работ занимается классификацией трезвеннической литературы, изучением социологической стороны вопроса. Во многих из них упоминается повесть Лондона, но ее нельзя назвать каноничным образцом этого жанра. Отдельных работ, посвященных разбору повести в данном контексте, нет; мной были использованы в том числе монографии Дж.Краули «Белая логика. Алкоголизм и гендер в американской модернисткой литературе» (1997) и П. Яннела «Американская литература в контексте с 1865 по 1929» (2010). Пик литературной полемики в США, связанной с «Движением за трезвость», приходится на 1835-1860 гг., когда оформляется большинство жанровых форм литературы этого движения: публицистические статьи в периодических изданиях, драматические произведения — У. Смит «Пьяница» (1844), небольшие новеллы о вреде пьянства («cautionary novel») — Т. Артур «Десять ночей в баре» (1854), романы и рассказы литературного «ответвления» «DarkTemperance» — У. Уитмен «Франклин Эванс» (1842), Э. По «Черный кот» (1843), «Бочонок Амольтиньядо» (1846). Немаловажную роль в пропаганде играли также постеры и плакаты. Идеологическая основа борьбы за трезвость сначала сформировалась в Америке, из-за этого в Англии не сложилось такой четкой системы жанров. Тема алкоголизма была сопутствующей в общем массиве популярной назидательной литературы. Тем не менее жанр «cautionary novel» присутствовал и здесь: повести Б. Эдвардса «Опыт Рейчел Нобел» (1884), А. Паул «Что происходит в моем приходе» (1872), Э.Вууд «Дом Денсберри» (1860).
Лондон пользуется идеями, уже известными в традиции трезвеннической пропаганды: основная причина излишнего употребления алкоголя — доступность; знакомство с ним ведет к смерти; он извращает мораль, толкает человека к преступлению.
В повести прослеживается связь и с литературной традицией, сам образ персонажа Джона Ячменное Зерно, один из главных в этой повести, был взят из одноименной баллады Роберта Бернса, аллегорически описывающей производство шотландского виски из ячменя. Новаторство повести заключается в модернизации механизма пропаганды: в духе времени Лондон отказывается от прямого дидактизма, заменяет традиционные отсылки к тексту Библии аргументацией, опирающейся на теорию Дарвина, психоанализ, и использует соответствующую лексику. Образ Джона Ячменное Зерно амбивалентен: в тексте повести присутствует не только осуждение, но и апологетика алкоголя, что было невозможно в традиционной трезвеннической литературе.