Невозможность коммуникации в пьесе Эжена Ионеско «Лысая певица»
Дарья Валерьевна Зайцева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2015-04-08
19:00 -
19:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе речь идёт о такой
особенности пьесы Эжена Ионеско «Лысая певица», как невозможная коммуникация между
персонажами. Данная черта является частью важного понятия для абсурдизма — деконструкции, так как само понятие языка, как и его основная функция (коммуникативная), разрушаются. Персонажи не могут прийти к взаимопониманию,
потому что не понимают сами себя: их слова и жесты противоречивы. Это и делает
невозможность коммуникации одновременно комической и трагической.
Тезисы
Коммуникация осуществляется как вербально, так и с
помощью жестов.
В мире абсурда человек,
кажется, перестает отличаться от других живых организмов, теряя способность к
коммуникации.
Невозможность общения
является важнейшей темой театра Ионеско. Она проходит через его творчество, определяя другие подтемы и мотивы.
В пьесах Ионеско слово как
таковое не имеет функции коммуникации. Язык трансформируется настолько, что
разрушает сам себя, и из-за этого персонажи не могут прийти к общению. Он
становится «восхитительным источником комического, […] который использует все
возможности неожиданного и абсурдного».
В «Лысой певице» проблема коммуникации
между персонажами особенно подчеркнута. Как слова, так и жесты не только не
способствуют коммуникации, но даже делают ее невозможной.
Один и тот же персонаж
противоречит самому себе: озвучивает одну идею и тут же говорит
противоположное. Герои Ионеско – типичные представители мира абсурда, где
логические связи разорваны и человек опустошен настолько, что не понимает самого
себя. Он одинок и отчужден, бежит от себя и от других.
Так, «Лысая певица» ставит
под вопрос возможность передачи смысла через языковые формы и структуры. Речь
идет о мнимом общении, состоящем из пустых формул, что и подчеркивает
отчуждение человека в обществе, парализованном экзистенциальными и, в частности,
коммуникативными клише.
Смысл произнесенного слова
не понятен ни тому, кто говорит, ни тому, кому оно адресовано. Непонимание
героев одновременно комично и трагично; их речь возвышенна, но одновременна
низка; лирична и в тоже время патетична – данные оппозиции подчеркивают, что
взаимопонимание персонажей невозможно, а коммуникация является сложным
процессом, жизненно необходимым человеку.