«Таинственные повести» Тургенева как модель маргинальной точки зрения литературы на человека
Яна Ярославовна Агафонова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2015-04-07
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В сложном
поле литературы сосуществуют тексты принципиально разного качества, которые так или иначе формируют свою читательскую аудиторию. В этом контексте
возникает проблема взаимоотношения между центральными и периферийными текстами.
В докладе рассматриваются «таинственные повести» Тургенева как
тексты, чья тематическая и мотивная организация выявляет качество
маргинальности по отношению к главенствующим в литературной прозе
тенденциям.
Тезисы
Среди
таинственных текстов Тургенева есть определенная группа, которая интересна прежде всего большим вниманием к собственно фантастическому элементу. Это
повести, которые были выделены еще Л. В. Пумпянским в качестве центральных:
«Призраки» (1863), «Собака» (1866), «Сон» (1876) и «Рассказ отца
Алексея» (1877),
именно эти повести и становятся предметом рассмотрения в докладе.
«Таинственные повести» рассматриваются как ряд особых текстов, противостоящих магистральным тенденциям в литературной прозе. Это противостояние «таинственных повестей» проявляется на разных уровнях через нарушение сформировавшихся в литературе приоритетов, что маркирует маргинальную инаковость этих текстов. В докладе пойдет речь преимущественно о маргинальном статусе «таинственных» текстов, проявленном на семантическом уровне тем и мотивов, но в перспективе этот статус подтверждается и на уровне организации повествования, на уровне выстраиваемой коммуникации с читателем, а также на уровне критической рецепции.
Предлагается рассмотреть четыре центральные для «классической» линии литературы темы, в свете которых «таинственные повести» демонстрируют свою маргинальность. Две темы оказываются в «таинственном» типе тургеневского текста подавленными – это тема социального человека и тема любви. Другие две темы вынесены на передний план и организуют семантический центр повестей – это тема собственно «таинственного» и тема смерти. Особое внимание будет уделено теме фантастического у Тургенева и его обращению к фантастической литературной традиции.
Обозначается перспектива, в которой автор «таинственных» повестей занимает позицию литературного маргинала. Возникает литература, которая принципиально не отвечает на сложившийся запрос общества и в которой изображение личности избегает социального аспекта и трагической любовной проблематики. Стоит также отметить, что такой тип текста не только дает особую точку зрения на человека, но и представляет определенную модель отношения к миру. Это модель постоянного поиска некого разрешения, постоянного вопрошания к действительности штудийного характера. Описанная модель воспроизводит не только маргинала в широком поле культуры в качестве главного героя, но и маргинальную точку зрения на мир. Основные аспекты такой модели восприятия представлены через особую интенциональность сознания героя, не детерминированную бытовой реальностью, и его повышенную чувствительность, эмоциональность. Тургенев разрабатывает определенную модель философско-эмпирического познания, превращая ее в достояние поля литературы.
«Таинственные повести» рассматриваются как ряд особых текстов, противостоящих магистральным тенденциям в литературной прозе. Это противостояние «таинственных повестей» проявляется на разных уровнях через нарушение сформировавшихся в литературе приоритетов, что маркирует маргинальную инаковость этих текстов. В докладе пойдет речь преимущественно о маргинальном статусе «таинственных» текстов, проявленном на семантическом уровне тем и мотивов, но в перспективе этот статус подтверждается и на уровне организации повествования, на уровне выстраиваемой коммуникации с читателем, а также на уровне критической рецепции.
Предлагается рассмотреть четыре центральные для «классической» линии литературы темы, в свете которых «таинственные повести» демонстрируют свою маргинальность. Две темы оказываются в «таинственном» типе тургеневского текста подавленными – это тема социального человека и тема любви. Другие две темы вынесены на передний план и организуют семантический центр повестей – это тема собственно «таинственного» и тема смерти. Особое внимание будет уделено теме фантастического у Тургенева и его обращению к фантастической литературной традиции.
Обозначается перспектива, в которой автор «таинственных» повестей занимает позицию литературного маргинала. Возникает литература, которая принципиально не отвечает на сложившийся запрос общества и в которой изображение личности избегает социального аспекта и трагической любовной проблематики. Стоит также отметить, что такой тип текста не только дает особую точку зрения на человека, но и представляет определенную модель отношения к миру. Это модель постоянного поиска некого разрешения, постоянного вопрошания к действительности штудийного характера. Описанная модель воспроизводит не только маргинала в широком поле культуры в качестве главного героя, но и маргинальную точку зрения на мир. Основные аспекты такой модели восприятия представлены через особую интенциональность сознания героя, не детерминированную бытовой реальностью, и его повышенную чувствительность, эмоциональность. Тургенев разрабатывает определенную модель философско-эмпирического познания, превращая ее в достояние поля литературы.