XVIII Международная конференция студентов-филологов

Творчество сербской поэтессы Десанки Максимович

Полина Андреевна Беловал
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2015-04-09
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию творчества известной сербской поэтессы и переводчицы Десанки Максимович. На материале биографии и ранних стихотворений автора рассмотрены основные темы и образы в лирике, а также продемонстрирована их эволюция. Кроме того, выявлены некоторые черты индивидуального авторского стиля поэтессы, объяснены причины их появления и неизменности на протяжении всего периода творчества. Подробно рассмотрено одно из самых известных стихотворений поэтессы «Кровавая сказка», которое было написано ею в период Второй мировой войны.

Тезисы

Десанка Максимович – выдающая сербская поэтесса, писательница, переводчица, чье творчество широко известно в странах бывшей Югославии и за рубежом. Поэтесса издала около 50 стихотворных сборников, писала рассказы для детей, занималась переводами с французского, русского, словенского и болгарского. С русского языка ею были переведены рассказы А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского. 
Десанка Максимович родилась в семье сельского учителя и дочери священника в деревне Рабовница. Первые три класса школы она закончила в селе Бранковина, которое, по словам поэтессы, являлось ее родиной, местом рождения всех ее стихотворений. Дальнейшее образование Десанка получила в гимназии, в небольшом городке Валево. Детство и юность, проведенные в сербской провинции, близость к природе и жизни народа, его языку, дух семьи навсегда вошли в сознание поэтессы, став источником поэтического вдохновения, повлияв на весь ее творческий путь, на особенность ее индивидуального стиля.
Поэзию Десанки Максимович можно условно разделить на два периода: довоенная, ранняя лирика и стихотворения, написанные во время Второй мировой войны и после нее. Ранняя лирика поэтессы – исповедальная, узко-интимная, женская лирика. Основные темы ее первых стихотворений – это любовь и природа. Ощущение любви и восхищение природой соединяются в ее стихах в единый синтез эмоций, в котором трудно отделить одну составляющую ее лирики от другой. Десанке близка природа, меняющаяся, движущаяся, озаренная светом: ветер, тающий снег, весна, вода, птицы – ее любимые образы. Такая манера исполнения - передача оттенков чувств, изменения картин природы свойственна поэтам-импрессионистам.
Однако в дальнейшем усиливается реалистическое начало в ее поэзии, расширяются творческие задачи поэтессы. Она постепенно переходит к социальным и гражданским темам, обращает внимание на то, чего не замечала раньше: бедность, тяжелый труд, несправедливость жизни, попранные человеческие права и надежды. Однако Десанка Максимович все же продолжает писать от лица женщины, пропуская все происходящие события через свое женское сердце, выросшее в мире любви и уюта. Жанровой основой как ранней лирики поэтессы, так и поздней является сербский фольклор. Сначала слышен отголосок народных сербских лирических песен, затем сербский героический (юнацкий) эпос.
Апогеем поэзии военного времени и ярким образцом специфического индивидуального стиля Д. Максимович становится произведение «Кровавая сказка», написанное в 1941 году. Уже в самом названии этого стихотворения можно увидеть сочетание двух, казалось бы, несовместимых друг с другом слов: название «детского» жанра эпических произведений в фольклоре («сказка») сочетается с эпитетом «кровавая».