Функции частиц в ситуациях диалогического общения (на материале рассказов Е. Гришковца)
Анастасия Владимировна Ященко
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2015-04-09
15:20 -
15:35
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуются функции частиц в диалогическом общении. На материале рассказов Е. Гришковца рассматриваются наиболее частотные контексты функционирования частиц с учетом разных аспектов — связь с особенностями конситуации, социальными характеристиками коммуникантов, затекстом и подтекстом. В докладе предлагается набор факторов, влияющих на выбор и употребление частиц в репликах персонажей, относящихся как к характеру отношений между адресантом и адресатом, так и к информации, представленной в тексте имплицитно и актуализированной, в частности, посредством использования частиц.
Тезисы
Доклад
посвящен рассмотрению функций частиц в художественном тексте, в тех его
фрагментах, где изображается диалог. Материал для наблюдений — рассказы Е. Гришковца.
Частицы как незнаменательная часть речи имеют традицию изучения в системно-языковом представлении, однако семантика частиц в речевом аспекте, в составе высказываний и определенных ситуаций общения оставляет достаточно вопросов для исследования. Их решение значимо и в связи с преподаванием РКИ, потребностью научить иностранных студентов распознавать значения, привносимые в речь использованием тех или иных частиц в определенных ситуативных условиях.
Цель работы — выявить особенности функционирования частиц, используемых в диалогическом общении персонажей рассказов Е. Гришковца. В докладе обосновывается подход к исследованию частиц в общении, описываются наиболее часто встречающиеся контексты употребления частиц в репликах персонажей. Частицы (ну, же, да и др.) анализируются с точки зрения их семантики в составе определенных высказываний (например: Ну что ты так суетишься? Ты же знаешь, что… Да взять-то я возьму…), в связи с чем выделяются особенности конситуации, влияющие на выбор частиц, описывается семантика, определяется роль частиц в формировании тональности диалога. Также в речи частицы выступают как маркер затекстовой информации, то есть отсылают к контекстам, которые отсутствуют в тексте, но подразумеваются говорящим. Другой функцией частиц, ярко проявленной в исследуемом материале, можно считать маркирование социальных отношений между участниками общения.
Описание функций частиц в диалогическом общении требует выявления представительных контекстов, которые рассматриваются с учетом разных аспектов — особенностями конситуации, социальными характеристиками коммуникантов, содержанием пресуппозиций и импликаций, отраженных в речи. В ходе работы были выявлены некоторые факторы, влияющие на выбор и употребление частиц в репликах персонажей, относящиеся как к характеру отношений между адресантом и адресатом, так и к информации, представленной в тексте имплицитно и актуализированной, в частности, посредством использования частиц.
Частицы как незнаменательная часть речи имеют традицию изучения в системно-языковом представлении, однако семантика частиц в речевом аспекте, в составе высказываний и определенных ситуаций общения оставляет достаточно вопросов для исследования. Их решение значимо и в связи с преподаванием РКИ, потребностью научить иностранных студентов распознавать значения, привносимые в речь использованием тех или иных частиц в определенных ситуативных условиях.
Цель работы — выявить особенности функционирования частиц, используемых в диалогическом общении персонажей рассказов Е. Гришковца. В докладе обосновывается подход к исследованию частиц в общении, описываются наиболее часто встречающиеся контексты употребления частиц в репликах персонажей. Частицы (ну, же, да и др.) анализируются с точки зрения их семантики в составе определенных высказываний (например: Ну что ты так суетишься? Ты же знаешь, что… Да взять-то я возьму…), в связи с чем выделяются особенности конситуации, влияющие на выбор частиц, описывается семантика, определяется роль частиц в формировании тональности диалога. Также в речи частицы выступают как маркер затекстовой информации, то есть отсылают к контекстам, которые отсутствуют в тексте, но подразумеваются говорящим. Другой функцией частиц, ярко проявленной в исследуемом материале, можно считать маркирование социальных отношений между участниками общения.
Описание функций частиц в диалогическом общении требует выявления представительных контекстов, которые рассматриваются с учетом разных аспектов — особенностями конситуации, социальными характеристиками коммуникантов, содержанием пресуппозиций и импликаций, отраженных в речи. В ходе работы были выявлены некоторые факторы, влияющие на выбор и употребление частиц в репликах персонажей, относящиеся как к характеру отношений между адресантом и адресатом, так и к информации, представленной в тексте имплицитно и актуализированной, в частности, посредством использования частиц.