Лексическая экспликация категории времени в сборнике Т. Толстой «Ночь»
Екатерина Васильевна Ниникина
Докладчик
студент 2 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
171
2015-04-07
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются особенности лексической экспликации категории времени в
сборнике Т. Толстой «Ночь». Путём анализа темпоральных лексем выявлены
индивидуально-авторские представления о времени.
Тезисы
Категория времени - одна из основополагающих
сущностей, непосредственно характеризующих представление человека об окружающем
мире. С развитием знаний о природе, времени, способах его измерения происходит
развитие темпоральной лексики. Стоит заметить, что выражение временной семы в структуре
определённых лексем не только прямо, но и опосредованно. Члены категории
времени определяются отношением «части к целому», в лексикологии это
служит основанием для классификации лексики с временным значением. Особое
выражение категория времени находит в художественном тексте. В прозе Татьяны
Толстой лексема ночь приобретает обобщённо-символическое значение. Столкновение
в контексте лексем, отражающих различные временные понятия, рождает особого
рода антитезу: «Трезвое утро вымело волшебных вечерних птиц, ушла на дно
рыбка-девочка, спят под толщей жёлтого песка золотые трёхглазые статуи Атлантиды»
(«Свидание с птицей»). Категория времени нередко «оживает», что становится
возможным благодаря наложению лексем с темпоральной семантикой на семантический
комплекс «человек». «Время всё съело» («Соня»). По нашему мнению, здесь явно
прослеживается связь с древнегреческим мифом о титане Кроносе,
персонифицирующем время, который безжалостно поедал своих детей. В данном цикле
рассказов мы наблюдаем следование литературной традиции, заключающейся в
метафорическом переосмыслении лексем «весна», «лето», «осень», «зима», которые
устойчиво отождествляются с периодами человеческой жизни. «На четыре времени года раскладывается
человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима?» ( «Милая Шура»). Таким
образом, наряду с индивидуально авторскими представлениями о времени, в
лексическом составе текстов находят отражение свойства времени как философской
категории.