«Щепка» В. Я. Зазубрина: реконструкция и деконструкция тела
            Алина Алексеевна Соломонова
        
        
        Докладчик
        
        
        преподаватель
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
    Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
188
2015-04-08
17:00 -
        17:20
    Ключевые слова, аннотация
    Доклад посвящен «возвращенной литературе», повести Владимира Яковлевича
Зазубрина (настоящая фамилия – Зубцов) «Щепка». Анализ обращен к проблемам репрезентации
телесности в произведении, экспликации смыслов «физиологических метафор» в
тексте, а также характеристике поэтики гротеска в русской литературе начала XX века.
Тезисы
    Телесные метафоры, карнализация (термин М. Липовецкого) текста в целом –
это не только один из ярких элементов «гротескного сознания» (термин Е. Р. Меньшиковой)
и мышления писателей начала XX века,
но и лаборатория поиска иных средств выразительности для новых тем и парадокс, соединяющий
противоположности. Благодаря «отелесниванию» абстрактных понятий стало
возможно их онтологическое и диалектико-материалистическое осмысление. На
примере репрезентации телесности мы попытаемся проследить общие культурные и сюжетные контексты для
литературы 1920-1930-х гг., интертекстуальные связи «Щепки» с произведениями
Бабеля, Леонида Андреева, Замятина, Пильняка, Андрея Платонова и других. Особое
внимание в докладе уделено феномену прорыва к трансцендентному через чрезмерное «отелеснивание»
художественного мира.