Влияние экспрессивной семантики диминутива на решение задачи lexical decision: гендерный аспект
Алина Вячеславовна Васильева
Докладчик
магистрант 1 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
184
2015-04-08
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Цель представленного в докладе исследования — проверка
гипотез о том, что экспрессивность как языковая категория противопоставляет
мужчин и женщин как при порождении речи, так и при восприятии языкового
стимула. Первая гипотеза верифицируется на материале коротких электронных сообщений,
принадлежащих мужчинам и женщинам. Вторая гипотеза проверяется
экспериментально: испытуемые, организованные в группы по гендерному принципу,
выполняют задание на принятие лексического решения, в котором в качестве
стимулов предъявляются противопоставленные группы диминутивов и неэкспрессивных
слов.
Тезисы
Повышенная
эмоциональность и экспрессивность русской речи – явление, глубоко осмысленное в
литературе (А. Вежбицкая, А.Д. Шмелев и др.). Одним из аспектов, в которых оно
рассматривается, является аспект способов языковой репрезентации данных
смыслов. В рамках исследования в этом аспекте было выявлено, что одним из
специфических средств формирования эмоционально-экспрессивного фона речи
является диминутивное словообразование.
При этом
в гендерной лингвистике, в том ее разделе, в котором изучается своеобразие речи
мужчин и женщин, в качестве значимой черты были отмечены
различия ее экспрессивности, а именно – степени выраженности эмоционально-экспрессивного фона, а также использование средств различных
языковых уровней, с помощью которых этот фон формируется.
Ранее нами
было проведено исследование различий экспрессивности коротких электронных
сообщений, принадлежащих мужчинам и женщинам, в которых было выявлено значимое
различие в количестве, коммуникативных позициях, а также в составе языковых
средств выражения экспрессивности, в том числе – в частотности использования диминутивов.
Данное наблюдение
послужило основанием для формулирования общей гипотезы о том, что различие в
активности использования в речи может отразиться и в различии восприятия данных
единиц мужчинами и женщинами, то есть в характере когнитивной обработки
диминутивной лексики. Данная общая гипотеза была конкретизирована до более
частной, явившейся основой построения экспериментального исследования.
При выполнении задания на принятие лексического решения (lexical decision) когнитивная обработка диминутивов, являющихся одним из наиболее часто используемых средств экспрессивности, может быть
различной у мужчин и женщин вследствие того, что мужчины и женщины используют в
речи данные единицы с разной степенью частотности. Различие
когнитивной обработки диминутивов может проявиться в различии времени реакции
испытуемых при выполнении задания на принятие лексического решения.
Данная гипотеза проверялась в эксперименте, проведенном с помощью программы E-Prime 2.0 (Copyright 1996-2012 Psychology Software
Tools). В качестве испытуемых были привлечены студенты томских вузов, равное
количество мужчин и женщин в возрасте от 17 до 23 лет.
В качестве стимулов были выбраны лексемы
с деривационными суффиксами, имеющие диминутивную семантику. Стимулы были
сгруппированы по признаку: экспрессивность vs. неэкспрессивность. В ходе эксперимента испытуемым предлагалось определить, к какой группе принадлежит
единица, появляющаяся на экране, – слово vs. неслово.
В
конечном итоге данные, полученные в ходе эксперимента, были сравнены с данными,
полученными при анализе коротких электронных сообщений. В докладе будут
представлены результаты сравнения.