Идейно-художественная нагрузка портретных характеристик в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Полина Александровна Нуждина
Докладчик
студент 5 курса
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
188
2015-04-08
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад представляет результаты исследования портретных характеристик героев романа
М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Дифференциация и систематизация портретных характеристик
позволила создать различные варианты классификации героев.
В докладе
обозначены основные параметры группировки портретов персонажей и подробно
представлены результаты анализа портретных характеристик, вычлененных и
сгруппированных по признаку изменяемости — неизменности, а также по цветописи.
Проделанная работа наглядно
демонстрирует взаимозависимость портрета персонажа с его местом и ролью в
сюжете произведения.
Тезисы
Цель
исследования – осмысление портрета, идейно-художественной нагрузки портретных
характеристик и соответствующего места героев в системе персонажей романа. Этой
темы литературоведение касалось попутно и выборочно, однако специальным
предметом рассмотрения она не становилась.
Первостепенная
задача, стоящая перед нами, – систематизации портретных характеристик и их
носителей.
В основу
систематизации были положены следующие основания:
1) наличие или отсутствие портретной характеристики;
2) развернутость (многосоставность) или лаконизм (скупость) п/х;
3) цветовое богатство или однотонность п/х;
4) наличие или отсутствие ключевой черты;
5) повторяемость – единичность п/х;
6) неизменность – изменяемость п/х.
На основании каждого из этих параметров мы сгруппировали романные портреты и ,соответственно, их носителей. В свою очередь, принадлежность героя к той или иной группе на основании его портретной характеристики позволяет под новым углом зрения увидеть этого героя, понять его место и роль в романе.
В докладе мы намерены остановиться на дифференциации героев по признаку изменяемости – неизменности их портретных характеристик. Этот критерий позволил нам вычленить и объединить в одну группу героев, которые, на первый взгляд, выступают как антиподы. Это Воланд и члены его свиты, а также Маргарита и мастер. Портретные аттестации всех этих персонажей из раза в раз воспроизводятся в одних и тех же неизменных словесных формулах. По контрасту мы стремились обнаружить группу персонажей, чьи портретные характеристики даны в динамике, в развитии. На данном этапе исследования мы готовы назвать только одного героя, портрет которого соответствует этому критерию, – это Иван Бездомный. Такой расклад, в свою очередь, актуализирует вопрос о статусе и соотношении названных героев в сюжете романа, об их реальности и/или ирреальности, т. е. принадлежности посюстороннему миру, где все меняется, развивается, или миру фантастическому, иллюзорному, населенному персонажами-масками, фантомами. Мы также намерены уделить внимание анализу цветописи портретов Булгакова, которая носит системно-аналитический характер, что позволяет соответственно сгруппировать героев, выделив в отдельную группу по отсутствию красного цвета нечистую силу и мастера, по наличию серого – московских обывателей, по сиреневой и синей окраске – жертв нечистой силы и т. д. Осуществленный нами анализ портретных характеристик с позиций цветовых решений и элементов костюма позволяет увидеть портретную зеркальность таких героев, как Иешуа и Иуда, Каифа и Левий Матвей, Воланд и Маргарита. Осуществленные нами наблюдения и предложенные варианты систематизации персонажей служат уточнению не только сложившихся представлений о персонажной системе романа, но и о романных смыслах в целом.
1) наличие или отсутствие портретной характеристики;
2) развернутость (многосоставность) или лаконизм (скупость) п/х;
3) цветовое богатство или однотонность п/х;
4) наличие или отсутствие ключевой черты;
5) повторяемость – единичность п/х;
6) неизменность – изменяемость п/х.
На основании каждого из этих параметров мы сгруппировали романные портреты и ,соответственно, их носителей. В свою очередь, принадлежность героя к той или иной группе на основании его портретной характеристики позволяет под новым углом зрения увидеть этого героя, понять его место и роль в романе.
В докладе мы намерены остановиться на дифференциации героев по признаку изменяемости – неизменности их портретных характеристик. Этот критерий позволил нам вычленить и объединить в одну группу героев, которые, на первый взгляд, выступают как антиподы. Это Воланд и члены его свиты, а также Маргарита и мастер. Портретные аттестации всех этих персонажей из раза в раз воспроизводятся в одних и тех же неизменных словесных формулах. По контрасту мы стремились обнаружить группу персонажей, чьи портретные характеристики даны в динамике, в развитии. На данном этапе исследования мы готовы назвать только одного героя, портрет которого соответствует этому критерию, – это Иван Бездомный. Такой расклад, в свою очередь, актуализирует вопрос о статусе и соотношении названных героев в сюжете романа, об их реальности и/или ирреальности, т. е. принадлежности посюстороннему миру, где все меняется, развивается, или миру фантастическому, иллюзорному, населенному персонажами-масками, фантомами. Мы также намерены уделить внимание анализу цветописи портретов Булгакова, которая носит системно-аналитический характер, что позволяет соответственно сгруппировать героев, выделив в отдельную группу по отсутствию красного цвета нечистую силу и мастера, по наличию серого – московских обывателей, по сиреневой и синей окраске – жертв нечистой силы и т. д. Осуществленный нами анализ портретных характеристик с позиций цветовых решений и элементов костюма позволяет увидеть портретную зеркальность таких героев, как Иешуа и Иуда, Каифа и Левий Матвей, Воланд и Маргарита. Осуществленные нами наблюдения и предложенные варианты систематизации персонажей служат уточнению не только сложившихся представлений о персонажной системе романа, но и о романных смыслах в целом.