Платоновский диалог как форма изложения логики в Византии
Оксана Юрьевна Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт
2015-04-07
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен выявлению специфики жанра «платоновский диалог» как особой формы изложения логики Аристотеля в Византии, которой нет аналогов в западноевропейской средневековой логической традиции.
Тезисы
Не только философия, но и в целом образовательная парадигма в Византии находилась под влиянием платоновского философского наследия и Академии. Не избежала этой участи и такая ее часть, как логика. В связи с этим хотелось бы задаться следующим вопросом: как возможно уместить аристотелевскую логику в платоновскую форму преподавания, ведь классическим жанром исследования по логике был, как правило, монологический трактат, в силу необходимой природы логического знания, его общезначимости и даже антидиалектичности. В докладе предлагается рассмотреть византийскую специфику жанра диалог (или в некоторых случаях псевдодиалог) как особую форму изложения логики Аристотеля.
Как греческие, так и латинские примеры логических трактатов в Средние Века составлялись преимущественно методом вырезания и копирования текстов аристотелевского Органона. Жанр Ἐπιτομαί (греческий аналог латинских Summulae) не предполагал (в отличие от латинских работ) трактатов по логическим темам, не известным Античности, и представлял собой скорее комментированный парафраз, чем самостоятельный комментарий, хотя был достаточно сложно структурирован (θεωρία; πρᾶξις: λέξις, ῥητόν) и в общих чертах напоминал структуру латинских логических текстов (lemma, divisio, sententia, expositio, ordinatio, quaestiones, dubitationes).
Среди специфических отличий византийских логических штудий можно выделить следующие: 1) в Византии логика, в отличие от латиноязычной традиции, так и не стала предметом изучения для круга профессиональных философов-логиков; 2) методологически с точки зрения истории средневековой логики корректнее было бы сравнивать логические византийские работы не с университетскими «продуктами» на Западе, а скорее с латинскими логическими «учебниками» для церковно-приходских школ.
Однако среди большого количества комментариев, парафразов и разного рода учебных записок по логике выделяются и достаточно оригинальные византийские логические тексты. В докладе предлагается рассмотреть диалог Феодора Продрома Ξενέδημος как интересный пример применения платоновской формы изложения к аристотелевским логическим идеям: в нем повествуется о предикабилиях Порфирия. В докладе на примере этого диалога предлагается рассмотреть особенности не типичной для изложения логики диалоговой формы, а также показать, почему этот диалог можно охарактеризовать именно как платоновский.
Как греческие, так и латинские примеры логических трактатов в Средние Века составлялись преимущественно методом вырезания и копирования текстов аристотелевского Органона. Жанр Ἐπιτομαί (греческий аналог латинских Summulae) не предполагал (в отличие от латинских работ) трактатов по логическим темам, не известным Античности, и представлял собой скорее комментированный парафраз, чем самостоятельный комментарий, хотя был достаточно сложно структурирован (θεωρία; πρᾶξις: λέξις, ῥητόν) и в общих чертах напоминал структуру латинских логических текстов (lemma, divisio, sententia, expositio, ordinatio, quaestiones, dubitationes).
Среди специфических отличий византийских логических штудий можно выделить следующие: 1) в Византии логика, в отличие от латиноязычной традиции, так и не стала предметом изучения для круга профессиональных философов-логиков; 2) методологически с точки зрения истории средневековой логики корректнее было бы сравнивать логические византийские работы не с университетскими «продуктами» на Западе, а скорее с латинскими логическими «учебниками» для церковно-приходских школ.
Однако среди большого количества комментариев, парафразов и разного рода учебных записок по логике выделяются и достаточно оригинальные византийские логические тексты. В докладе предлагается рассмотреть диалог Феодора Продрома Ξενέδημος как интересный пример применения платоновской формы изложения к аристотелевским логическим идеям: в нем повествуется о предикабилиях Порфирия. В докладе на примере этого диалога предлагается рассмотреть особенности не типичной для изложения логики диалоговой формы, а также показать, почему этот диалог можно охарактеризовать именно как платоновский.