Библейские мотивы в творчестве А. И. Куприна
Илья Иосифович Карасени
Докладчик
студент 5 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
188
2015-04-09
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен особенностям
воплощения библейских мотивов в творчестве А. И. Куприна. Выявляется комплекс
библейских мотивов и их трансформация в творчества
Куприна на примере трех произведений: «Поединок», «Суламифь», «Звезда
Соломона». В «Звезде Соломона» Куприн органично сочетает собственно библейские
мотивы с мотивами магических заклинаний, гётевским мотивом сделки с дьяволом, а
также мотивом исполнения желаний героя. Библейские аллюзии в повестях Куприна
ориентированы на поэтику таинственности и взаимодействия русского начала с
инонациональной концепцией мира и человека.
Тезисы
Исследование посвящено изучению библейских мотивов в
повестях А.И. Куприна. На примере трех произведений: «Поединок»(1905), «Суламифь»(1907), «Звезда Соломона»(1917) – рассмотрена трансформация библейских мотивов в
творчестве Куприна.
Библейские мотивы «Поединка» мы подразделяем на 1) религиозные мотивы (различные факты связанные с представлениями о церкви, Боге, катехизисе, вероисповедании солдат) и 2) библейские реминисценции.
Библейские мотивы в творчестве Куприна реализуют следующие цели.
1) Придание повести идейной глубины, позволяющие ввести острые злободневные проблемы начала XX века в круг вечных вопросов. Традиционно в русской культуре стандартом морали и нравственности считалась Библия. Куприн показывает духовное состояние героев в военной среде, взяв за эталон Библию. Религиозные детали и собственно библейские мотивы, позволяют автору оценить глубину падения общества.
2) Художественная оценка характеров героев. В повести нет ни одного героя, выражающего библейскую точку зрения. Противоречивость Ромашова показана через непостоянство и неуверенность в религиозно-нравственных вопросах.
3) Объяснение одной из причин духовного кризиса и деградации офицерского общества. Бездуховность, безверие – причины моральной деградации героев.
В повести «Суламифь» очень много аллюзий и нарративных элементов из библейских книг Песнь Песней, Екклесиаста, Притчи. В этой повести библейские мотивы воссоздают экзотическую и историческую картины, воплощают идею божественной, чистой, верной любви.
В «Звезде Соломона» Куприн органично сочетает собственно библейские мотивы с мотивами магических заклинаний, гетевским мотивом сделки с дьяволом, а также мотивом исполнения желаний героя. Библейские аллюзии и детали в повести Куприна ориентированы на поэтику таинственности, загадочности, взаимодействия русского начала с инонациональной концепцией мира и человека. В тексте «Звезды Соломона» доминирующими являются фаустовский мотив соблазнения человека дьяволом и мотив испытания маленького человека волшебной силой и могуществом.
Библейские мотивы «Поединка» мы подразделяем на 1) религиозные мотивы (различные факты связанные с представлениями о церкви, Боге, катехизисе, вероисповедании солдат) и 2) библейские реминисценции.
Библейские мотивы в творчестве Куприна реализуют следующие цели.
1) Придание повести идейной глубины, позволяющие ввести острые злободневные проблемы начала XX века в круг вечных вопросов. Традиционно в русской культуре стандартом морали и нравственности считалась Библия. Куприн показывает духовное состояние героев в военной среде, взяв за эталон Библию. Религиозные детали и собственно библейские мотивы, позволяют автору оценить глубину падения общества.
2) Художественная оценка характеров героев. В повести нет ни одного героя, выражающего библейскую точку зрения. Противоречивость Ромашова показана через непостоянство и неуверенность в религиозно-нравственных вопросах.
3) Объяснение одной из причин духовного кризиса и деградации офицерского общества. Бездуховность, безверие – причины моральной деградации героев.
В повести «Суламифь» очень много аллюзий и нарративных элементов из библейских книг Песнь Песней, Екклесиаста, Притчи. В этой повести библейские мотивы воссоздают экзотическую и историческую картины, воплощают идею божественной, чистой, верной любви.
В «Звезде Соломона» Куприн органично сочетает собственно библейские мотивы с мотивами магических заклинаний, гетевским мотивом сделки с дьяволом, а также мотивом исполнения желаний героя. Библейские аллюзии и детали в повести Куприна ориентированы на поэтику таинственности, загадочности, взаимодействия русского начала с инонациональной концепцией мира и человека. В тексте «Звезды Соломона» доминирующими являются фаустовский мотив соблазнения человека дьяволом и мотив испытания маленького человека волшебной силой и могуществом.