Два хора в одной деревне: мотивы участия
Лилия Сергеевна Кучмаренко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2015-04-09
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Данное исследование представляет собой описание двух хоров, существующих в одной из деревень
Архангельской области. Оно было осуществлено на основе модуля для
описания фольклорных хоров, разработанного в рамках научно-исследовательского
семинара «Коммуникативные конвенции устной речи» (филологический
факультет СПбГУ, 2012—2013 годы). Исследование включает анализ истории
возникновения ансамбля, описание концертных и репетиционных площадок, исполнительских, личностных,
текстовых стратегий, мотивов участия и неучастия. Последним было уделено
особое внимание.
Тезисы
Настоящее исследование базируется на описании двух хоров одной деревни. Следует отметить, что ситуация наличия двух певческих коллективов для разных возрастных категорий довольно типична для современной деревни, поэтому данный доклад имеет целью осветить не сосуществование двух хоров, а мотивы, которыми руководствуются женщины при вступлении в тот или иной хор.
Мне представляется интересным вопрос о том, зачем деревенские женщины вступают в хор и чем они руководствуются при выборе того или иного хора. Что дает им это участие, какие социальные и эмоциональные потребности удовлетворяют хористки в своей певческой деятельности?
Мною было выделено наличие двух декларируемых мотивов участия в хорах:
1) совместное пение как приятное времяпрепровождение;
2) «рефлексирующая ностальгия» , вызывающая желание обращаться к песням, выполняющим эстетическую функцию и дающим возможность сопричастности русской культуре. (Вводя понятие «рефлексирующая ностальгия», мы пользуемся термином Бойм. «Рефлексирующая ностальгия — ностальгия индивидуальной и культурной памяти» (Boym 2001:49).
Отдельно следует выделить недекларируемый мотив обретения престижного положения, осуществляемый одним хором за счет особенностей собственного состава, а другим — причастности к сохранению фольклорного наследия.
Мне представляется интересным вопрос о том, зачем деревенские женщины вступают в хор и чем они руководствуются при выборе того или иного хора. Что дает им это участие, какие социальные и эмоциональные потребности удовлетворяют хористки в своей певческой деятельности?
Мною было выделено наличие двух декларируемых мотивов участия в хорах:
1) совместное пение как приятное времяпрепровождение;
2) «рефлексирующая ностальгия» , вызывающая желание обращаться к песням, выполняющим эстетическую функцию и дающим возможность сопричастности русской культуре. (Вводя понятие «рефлексирующая ностальгия», мы пользуемся термином Бойм. «Рефлексирующая ностальгия — ностальгия индивидуальной и культурной памяти» (Boym 2001:49).
Отдельно следует выделить недекларируемый мотив обретения престижного положения, осуществляемый одним хором за счет особенностей собственного состава, а другим — причастности к сохранению фольклорного наследия.