XVIII Международная конференция студентов-филологов

Текстообразующий потенциал потери: предсобытие и постсобытие

Татьяна Александровна Шароглазова
Докладчик
студент 4 курса
Сибирский федеральный университет

195
2015-04-07
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено изучению предтекста и посттекста высказывания со значением потери. Само высказывание обозначает событие, а текстовый потенциал глагола «потерять» как центра высказывания включает предсобытие и постсобытие. Расширение контекста позволяет выявить компоненты, отсутствующие в самом высказывании. В докладе будет представлен подробный анализ текстового потенциала потери, а также будут сделаны выводы о значении выявленных компонентов для семантики потери. 

Тезисы

Традиционно пропозитивная модель действия рассматривается в пределах высказывания. Однако глагол «потерять» как центр высказывания со значением потери обладает признаком каузации: он отражает определенные изменения в ситуации, т. е. можно говорить о его текстовом потенциале. Таким образом, для семантики потери становятся существенными предтекст и посттекст высказывания. Cамо высказывание обозначает в идеале событие потери, а текстовый потенциал включает в себя предсобытие и постсобытие.
Цель данного исследованияс помощью анализа текстообразующего потенциала глагола «потерять» выявить особенности семантики потери, которые сложно выявить в пределах высказывания.
На основе анализа выборки из Национального корпуса русского языка и форумов сети Интернет в предтексте и посттексте мы выделили наиболее частотные компоненты предсобытия (характер отношения субъекта и объекта, описание процесса протекания события, участие третьих лиц в совершении события и др.) и постсобытия (фиксация момента потери, оценивание субъектом события потери, мотив поиска и др.), в том числе экспликация которых в самом высказывании не встретилась (для предсобытия характерны: причина того или иного отношения к ситуации, индивидуальное восприятие времени, другие макро- и микрособытия, реализация/не реализация попытки избежать потери; для постсобытия: предположения или догадки о месте нахождения объекта, причины необходимости потерянного объекта, последствия потери для субъекта, ментальные действия, ряд событий, спровоцированных потерей, поведение объекта/субъекта, активизация памяти).
Данные компоненты дополняют семантику потери, позволяют наиболее полно раскрыть содержание высказывания. Они представляют интерес с точки зрения когнитологии, антропологии, психологии, помогают выявить особенности мышления и причины определенного поведения в исследуемой ситуации.
Кроме того, произведенный анализ показал численное преобладание и разнообразие компонентов постсобытия над компонентами предсобытия.
Характерно, что, обнаружив потерю, субъект пытается восстановить в памяти цепочку предшествующих событий, действий, причин, которые привели к потере (что проявляется в предсобытии), анализируя ситуацию и снабжая рассказ о потере разными деталями. В постсобытии проявляются чувства и эмоции, оценка события, действия и поведение, последствия, а также, в большей степени, чем для предсобытия, характерно проявление работы мышления (анализ ситуации, воспоминания, предположения, догадки и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае потери поведение субъекта обусловлено ситуацией и чувствами «здесь и сейчас», а дальнейшее развитие событий оказывается наиболее интересным.