XVIII Международная конференция студентов-филологов

Синтаксические средства выразительности в поэтическом жанре slam

Сергей Сергеевич Киселев
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2015-04-09
17:40 - 18:05

Ключевые слова, аннотация

Поэтический жанр slam возник в 1980-х годах в США и представляет собой поэзию в устном виде, которая читается со сцены. Анализ произведений главного французского «слэмера» Grand Corps Malade показывает, что одним из главных средств выразительности предстает синтаксический параллелизм, а также другие виды повтора (рифма, рефрен, кольцевая композиция, анафора и пр.). Эти средства организации поэтического текста легко уловимы в звучащей речи, что позволяет усилить эмоциональный эффект на слушателей.

Тезисы

Поэзия, изначально устный жанр, каким она являлась в Античности и Средневековье, в Новое время стала довольно элитарным письменным видом творчества, в котором современные тенденции и приемы оказываются непонятны широкой публике. Поэтический жанр slam, возникший в Чикаго (США) в 80-х годах, возвращает поэзии ее устную форму, а также вновь делает ее общедоступной: формат поэтических вечеров таков, что любой желающий может взять в руки микрофон и выступить со сцены в течение 3 минут, не используя музыку или декорации.
Неудивительно, что ключевым принципом подобной поэзии становится свобода самовыражения, касающаяся как формы, так и содержания поэтических произведений. Так, "слэмеры" отступают от жестких норм классического французского стихосложения, отбрасывая метрику: строки произведений слэма содержат бессистемно разное количество слогов. В качестве важнейшего структурного элемента остается рифма, что сближает слэм с устной поэзией другой эпохи - Средневековья.
В этих стихах, освобожденных от ограничений метра, рифма остается последним оплотом, последним внешним знаком стихотворной формы, но и она понимается весьма вольно.
К другим особенностям построения текстов слэма относятся рефрен, кольцевая композиция и анафора. Их использование не является систематически обязательным, но встречается наиболее часто.
Как и в средневековой поэзии, рефрен используется в некоторых текстах слэма для подчеркивания содержания и облегчения его запоминания.
Кольцевая композиция (антепифора) может рассматриваться как разновидность рефрена, встречающегося не в ходе поэтического повествования, а обрамляющего его. При этом строки, составляющие кольцевую композицию, могут повторяться не полностью, а с некоторыми изменениями, представляющими смысловое развитие этих идей. Таким образом элементы кольцевой композиции приобретают более глубокие семантические связи, а вместе с тем и бόльшую выразительность.
Некоторые тексты используют анафору как принцип построения: почти каждая строка начинается одинаково. В других случаях анафора позволяет автору выделять отдельные мысли и темы.Единоначалие позволяет установить связь и единство между ними, в то же время оно подчеркивает между ними разницу благодаря различию с содержанием, следующим за элементами анафоры.
Наконец, использование такой разновидности повтора, как синтаксический параллелизм, ведет к появлению параллелизма между словами и мыслями, находящимися в сходных структурах.
Таким образом, фундаментальной особенностью поэзии является параллелизм на разных уровнях, от фонетического до синтаксического. Тем не менее, их использование не отличается особой систематичностью и остается проявлением свободы творчества в рамках поэтического слэма.