Факторы, влияющие на характер оценки невербального поведения коммуниканта
Анна Евгеньевна Гончарова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
206
2015-04-07
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются
способы прямой и косвенной оценки невербального коммуникативного поведения
адресата говорящим на материале диалога англоязычных художественных произведений XIX‑XX вв. Понятия
прямой и косвенной оценки описываются как прагмасемантические категории.
Вырабатываются критерии разграничения прямой и косвенной оценки. Выявляется
зависимость способов выражения прямой и косвенной оценки от особенностей невербального коммуникативного
поведения адресата и установки говорящего на кооперативное или конфликтное
общение.
Тезисы
Речевая деятельность формирует диалог ̶ как сложное речевое произведение, отражающее
коммуникативное событие устного контактного взаимодействия, где коммуниканты вербально или невербально, посредством определенных
стратегий, стремятся к достижению кооперативного или конфликтного общения.
Коммуникативная цель достигается говорящим посредством ввода в диалог оценочного компонента. Оценка коммуникативного поведения адресата носит прямой или косвенный характер. В ситуации кооперации или конфликта прямая и косвенная оценка могут обладать положительным или отрицательным значением.
Прямая оценка реализуется вербально через лексические единицы, семантика которых изначально содержит оценочный компонент, а также пропозициональные структуры глаголов, в которых заложена оценка. Иными словами, прямая оценка выражается эксплицитно. Косвенная оценка проявляется в использовании языковых элементов на словообразовательном и морфологическом уровнях. Само высказывание заключает в себе положительную или отрицательную оценку, выраженную в реплике говорящего имплицитно через контекст диалога.
Процесс коммуникации непременно сопряжен с использованием невербальных средств общения, так как в ходе диалога вербализации подвергаются не все прагматические и пропозициональные компоненты. К числу невербальных компонентов мы относим фонацию, кинесику (жесты, мимика и позы), положение коммуникантов относительно друг друга (проксемика), молчание, его информационную разновидность, акциональный компонент.
Исследование прямой и косвенной оценки невербального коммуникативного поведения адресата проводится на материале английского диалога художественных произведений англоязычных авторов XIX-XX вв. методом сплошной выборки.
В ходе исследования было выявлено, что кинесика адресата получает прямую или косвенную оценку с положительным или отрицательным значением в случае, когда мимика, жесты и позы непонятны говорящему или же выраженные эмоции идут вразрез с его эмоциональным состоянием. Данная оценка является установкой на конфликтное или кооперативное общение. Проксемика адресата получает косвенную отрицательную оценку говорящего, но всегда имеет установку на кооперацию. Информационное молчание в диалоге напрямую или косвенно, но всегда отрицательно оценивается говорящим, в чем видится установка на гармонизацию общения. Оценка акционального компонента редкое явление, однако всегда получает прямую или косвенную отрицательную оценку говорящего.
Таким образом, прямая и косвенная оценка рассматриваемого типа являются речевым механизмом, функция которого будет зависеть от характера невербального коммуникативного поведения адресата и установки говорящего на кооперативное или конфликтное общение.
Коммуникативная цель достигается говорящим посредством ввода в диалог оценочного компонента. Оценка коммуникативного поведения адресата носит прямой или косвенный характер. В ситуации кооперации или конфликта прямая и косвенная оценка могут обладать положительным или отрицательным значением.
Прямая оценка реализуется вербально через лексические единицы, семантика которых изначально содержит оценочный компонент, а также пропозициональные структуры глаголов, в которых заложена оценка. Иными словами, прямая оценка выражается эксплицитно. Косвенная оценка проявляется в использовании языковых элементов на словообразовательном и морфологическом уровнях. Само высказывание заключает в себе положительную или отрицательную оценку, выраженную в реплике говорящего имплицитно через контекст диалога.
Процесс коммуникации непременно сопряжен с использованием невербальных средств общения, так как в ходе диалога вербализации подвергаются не все прагматические и пропозициональные компоненты. К числу невербальных компонентов мы относим фонацию, кинесику (жесты, мимика и позы), положение коммуникантов относительно друг друга (проксемика), молчание, его информационную разновидность, акциональный компонент.
Исследование прямой и косвенной оценки невербального коммуникативного поведения адресата проводится на материале английского диалога художественных произведений англоязычных авторов XIX-XX вв. методом сплошной выборки.
В ходе исследования было выявлено, что кинесика адресата получает прямую или косвенную оценку с положительным или отрицательным значением в случае, когда мимика, жесты и позы непонятны говорящему или же выраженные эмоции идут вразрез с его эмоциональным состоянием. Данная оценка является установкой на конфликтное или кооперативное общение. Проксемика адресата получает косвенную отрицательную оценку говорящего, но всегда имеет установку на кооперацию. Информационное молчание в диалоге напрямую или косвенно, но всегда отрицательно оценивается говорящим, в чем видится установка на гармонизацию общения. Оценка акционального компонента редкое явление, однако всегда получает прямую или косвенную отрицательную оценку говорящего.
Таким образом, прямая и косвенная оценка рассматриваемого типа являются речевым механизмом, функция которого будет зависеть от характера невербального коммуникативного поведения адресата и установки говорящего на кооперативное или конфликтное общение.