XVIII Международная конференция студентов-филологов

Миф в романе Р. Анайи «Тортуга»

Анастасия Игоревна Садыкова
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

215-а
2015-04-06
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

В данной работе рассматривается роль мифа в романе Р.Анайи «Тортуга». «Тортуга»  логическое завершения трилогии «о людях Ацтлана». В основе самой культуры чиканос заложен миф об Ацтлане. На примере данного романа можно проследить раскрытие самого мифа, уровней его проявления, основную функцию в данном романе в частности и в мексикано-американской литературе в целом.

Тезисы

Латиноамериканский феномен культуры Америки всегда привлекал особое внимание ученых, т.к. является наиболее загадочным и по-настоящему национально-колоритным явлением. Мексикано – американская традиция в свою очередь - это наиболее старая субкультура в истории США, а ее литература (литература «чиканос») по праву считается одной из самых самобытных этнических литератур. При этом стоит отметить, что мифологическое начало каждого произведения несет особо важный характер и является неотъемлемой составляющей каждой истории. Мифологическое сознание героев характеризуется синкретичностью объективных знаний о мире и различных религиозных верований, отсутствием причинно-следственных связей между предметами и явлениями и, как следствие, отсутствием рационалистического взгляда на мир. Открытие литературы чикано происходит в творчестве поистине выдающегося писателя Р. Анайи, который в своей знаменитой «трилогии о людях Ацтлана» наиболее полно отразил картину жизни чиканос, их древние традиции, а так же создал своеобразный архетип героя. Для автора именно мифы, сказания и древние верования, связанные с духовной прародиной мексикано-американцев, – это еще один способ самоидентификации, решение проблемы пограничности, которая является основной для чикано, как для этнической группы, находящейся на стыке двух культур. Роман «Тортуга» – это логическое завершение трилогии, где раскрывается полная картина мира произведений Р. Анайи. Мифологический пласт романа является основополагающим и сюжетообразующим явлением в романе в частности и в литературе в целом. С помощью него автор отражает мировоззрение культуры чикано. Так, уже в основе самой культуры чиканос заложен миф об Ацтлане. Сами чиканос именуют себя «ацтекас дель норте» (Aztecas del Norte) – ацтеками с севера, ссылаясь на древнюю легенду, согласно которой их предки по материнской линии – ацтеки вышли в этих местах, именуемых Ацтланом, на поверхность земли и уже отсюда, с севера, мигрировали на юг в Мексику. Проявление мифа происходит на нескольких уровнях: проявляется переход одних мифологических линий из одного романа в другой, которые, в конечном итоге, образуют единую мифологическую историю. Изучив роман «Тортуга» и трилогию «о людях Ацтлана» можно утверждать, что миф – решение проблемы пограничья чикано в данном романе в  и в трилогии. Благодаря гармоничному сосуществованию мифа и реальности образуется совершенно новая, самобытная история, которая и отличает литературу чикано от всех остальных. С помощью мифа главный герой решает основную проблему произведения – вопрос самоидентификации.