Миф в романе Р. Анайи «Тортуга»
Анастасия Игоревна Садыкова
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
215-а
2015-04-06
17:30 -
17:50
Ключевые слова, аннотация
В данной работе рассматривается роль мифа в романе Р.Анайи «Тортуга». «Тортуга» — логическое завершения трилогии «о людях Ацтлана». В основе самой культуры чиканос заложен
миф об Ацтлане. На примере данного романа можно проследить
раскрытие самого мифа, уровней его проявления, основную функцию в данном романе
в частности и в мексикано-американской литературе в целом.
Тезисы
Латиноамериканский феномен культуры
Америки всегда привлекал особое внимание ученых, т.к. является наиболее
загадочным и по-настоящему национально-колоритным явлением. Мексикано –
американская традиция в свою очередь - это наиболее старая субкультура в истории
США, а ее литература (литература «чиканос») по праву считается одной из самых самобытных этнических
литератур.
При этом стоит отметить, что
мифологическое начало каждого произведения несет особо важный характер и
является неотъемлемой составляющей каждой истории. Мифологическое сознание
героев характеризуется синкретичностью объективных знаний о мире и различных
религиозных верований, отсутствием причинно-следственных связей между
предметами и явлениями и, как следствие, отсутствием рационалистического
взгляда на мир.
Открытие литературы
чикано происходит в творчестве поистине выдающегося писателя Р. Анайи, который
в своей знаменитой «трилогии о людях Ацтлана» наиболее полно отразил
картину жизни чиканос, их древние традиции, а так же создал своеобразный
архетип героя. Для автора именно мифы, сказания и древние верования, связанные
с духовной прародиной мексикано-американцев, – это еще один способ
самоидентификации, решение проблемы пограничности, которая является основной
для чикано, как для этнической группы, находящейся на стыке двух культур.
Роман «Тортуга» – это логическое завершение трилогии, где раскрывается полная картина мира
произведений Р. Анайи. Мифологический пласт романа является основополагающим и
сюжетообразующим явлением в романе в частности и в литературе в целом. С
помощью него автор отражает мировоззрение культуры чикано.
Так, уже в основе самой
культуры чиканос заложен миф об Ацтлане. Сами чиканос именуют себя «ацтекас
дель норте» (Aztecas del Norte) – ацтеками с севера, ссылаясь на древнюю легенду, согласно
которой их предки по материнской линии – ацтеки вышли в этих местах, именуемых
Ацтланом, на поверхность земли и уже отсюда, с севера, мигрировали на юг в
Мексику.
Проявление мифа
происходит на нескольких уровнях: проявляется переход одних мифологических
линий из одного романа в другой, которые, в конечном итоге, образуют единую
мифологическую историю.
Изучив роман «Тортуга» и трилогию «о людях Ацтлана» можно утверждать, что миф – решение проблемы пограничья чикано в данном романе в и в
трилогии. Благодаря гармоничному сосуществованию мифа и реальности
образуется совершенно новая, самобытная история, которая и отличает литературу
чикано от всех остальных. С помощью мифа главный герой решает основную проблему
произведения – вопрос самоидентификации.