Семантические особенности глаголов со значением неоседлого образа жизни человека (на материале произведений Д. Рубиной)
Ксения Валерьевна Канаева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2015-04-08
15:05 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В
докладе представлены результаты исследования лексико-семантической
группы глаголов со значением неоседлого образа жизни человека. Приводится
возможная классификация, а также даётся анализ
семантических и функциональных особенностей данной группы глаголов на материале
произведений современной писательницы Д. И. Рубиной.
Тезисы
Данное исследование проводилось с целью изучения
лексико-семантической группы глаголов со значением неоседлого образа жизни
человека, которая до настоящего момента не была разработана и может
представлять трудность для иностранных учащихся.
Цель исследования – анализ семантических и функциональных особенностей данной
группы глаголов для представления их в иностранной аудитории.
В процессе достижения цели исследования был решен ряд задач. Из толковых словарей русского языка и
толкового словаря русских глаголов под ред. Л. Г. Бабенко были отобраны глаголы с
общим значением неоседлого образа жизни человека, составившие лексико-семантическую
группу. Затем было проведено их классифицирование, результатом которого
стало разделение единиц на три группы.
1. Глаголы, обозначающие образ жизни человека, который ведется не по собственному желанию, вынужденно. Целью такого образа жизни может быть выживание. Глаголы, вошедшие в данную группу, вызывают у носителя языка негативную реакцию. Анализируемая группа представлена следующими лексическими единицами: бродяжничать, бомжевать, бездомничать, мыкаться, мотаться, таскаться.
2. Глаголы, обозначающие образ жизни человека, который ведется по собственному желанию. В данную группу вошли такие глаголы, как: кочевать, скитаться, странствовать. Следует отметить, что рассматриваемые глагольные единицы не вызывают негативной реакции у носителей русского языка.
3. Глаголы, обозначающие либо бесцельный образ жизни человека, либо образ жизни, когда человек находится в поисках чего-то. В состав анализируемой группы входят следующие глаголы: блуждать, бродить, шататься, слоняться, болтаться, шляться.
Следующим шагом исследования стало описание семантических и функциональных особенностей отобранных единиц. Материалом для анализа послужили примеры употребления анализируемых глагольных единиц из произведений современной русской писательницы Д. И. Рубиной.
Обращение к изучению данной группы обусловлено сложностью понимания значения описываемых глаголов, поскольку в толковых словарях русского языка многие из них характеризуются как синонимы, что вызывает трудности при презентации их в иностранной аудитории. Таким образом, необходимо провести семантизацию данных глаголов, в процессе которой будут выявлены оттенки в значении описываемых лексических единиц, что позволит учащимся понять те существенные отличия в семантике исследуемых единиц, знание которых поможет им правильно употреблять их в своей речи, а также лучше понимать аутентичные тексты на русском языке.
1. Глаголы, обозначающие образ жизни человека, который ведется не по собственному желанию, вынужденно. Целью такого образа жизни может быть выживание. Глаголы, вошедшие в данную группу, вызывают у носителя языка негативную реакцию. Анализируемая группа представлена следующими лексическими единицами: бродяжничать, бомжевать, бездомничать, мыкаться, мотаться, таскаться.
2. Глаголы, обозначающие образ жизни человека, который ведется по собственному желанию. В данную группу вошли такие глаголы, как: кочевать, скитаться, странствовать. Следует отметить, что рассматриваемые глагольные единицы не вызывают негативной реакции у носителей русского языка.
3. Глаголы, обозначающие либо бесцельный образ жизни человека, либо образ жизни, когда человек находится в поисках чего-то. В состав анализируемой группы входят следующие глаголы: блуждать, бродить, шататься, слоняться, болтаться, шляться.
Следующим шагом исследования стало описание семантических и функциональных особенностей отобранных единиц. Материалом для анализа послужили примеры употребления анализируемых глагольных единиц из произведений современной русской писательницы Д. И. Рубиной.
Обращение к изучению данной группы обусловлено сложностью понимания значения описываемых глаголов, поскольку в толковых словарях русского языка многие из них характеризуются как синонимы, что вызывает трудности при презентации их в иностранной аудитории. Таким образом, необходимо провести семантизацию данных глаголов, в процессе которой будут выявлены оттенки в значении описываемых лексических единиц, что позволит учащимся понять те существенные отличия в семантике исследуемых единиц, знание которых поможет им правильно употреблять их в своей речи, а также лучше понимать аутентичные тексты на русском языке.