Античный сюжет в кинематографе П. П. Пазолини
Валерия Андреевна Цыганова
Докладчик
студент 5 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
4-у
2015-04-06
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Талант Пьера Паоло
Пазолини (1922 — 1975), одного из наиболее известных итальянских режиссёров,
был многогранным. Снимая вызывающие, эпатажные киноленты, он никогда не
оставлял деятельности на литературном поприще. Более того, поводом для работы
над сценарием для режиссёра нередко становились именно шедевры мировой
литературы. При этом экранизацией в привычном смысле этого слова ни один из
таких фильмов назвать нельзя. Доклад посвящен авторской интерпретации Пазолини античных трагедий в фильмах «Царь Эдип» (1967) и «Медея» (1969).
Тезисы
Снятые П. П. Пазолини двенадцать
полнометражных картин, на первый взгляд, представляются неоднородными и по
тематике, и по стилю. Тем не менее в каждой из них неизменно находит отражение ряд тем,
являющихся наиболее значимыми для режиссёра и в совокупности отражающих суть его представлений о мире. Одной из таких тем для Пазолини была идея
историчности развития общества, желание подчеркнуть связь времён. Иррациональной
составляющей этой идеи стала склонность режиссёра к тотальной мифологизации
мира.
Ленты “Царь Эдип” и “Медея” стали первыми, в которых эта особенность кинематографического мировоззрения Пазолини предстала перед зрителем со всей очевидностью, что стало возможным именно благодаря обращению режиссёра к античным трагедиям.
Работа представляет собой попытку сравнительного анализа данных картин и их литературных источников и показывает, что режиссер, обращаясь к античной трагедии, не ставит перед собой цель «экранизации» в традиционном значении этого слова. Он выбирает эти сюжеты по причине их вневременной универсальности. Действие трагедии как таковой мало волнует режиссёра; его герои не рефлексируют, они движимы инстинктами, иррациональны. Пазолини, подобно мифотворцу, приводит прецедент из прошлого, отражая в нём сегодняшний день. Или, наоборот, показывает глубинную архетипическую перспективу внутри современной проблемы. Посредством статичности камеры, монтажных ритмов и цветовых решений режиссёр конструирует особое пространство, где сопрягаются античный и современный сюжеты, насыщая, расширяя смыслы и придавая значимости друг другу.
Такой подход, хоть и кажется новым для творчества Пазолини этого периода, совершенно естественно вырастает из всего предыдущего творчества режиссёра и полностью вписывается в его теоретическую концепцию кино, что нашло подтверждение в последующих работах, каждая из которых также стала авторской интерпретацией памятников мировой литературы (“Трилогия жизни”, “Сало, или 120 дней Содома”).
Ленты “Царь Эдип” и “Медея” стали первыми, в которых эта особенность кинематографического мировоззрения Пазолини предстала перед зрителем со всей очевидностью, что стало возможным именно благодаря обращению режиссёра к античным трагедиям.
Работа представляет собой попытку сравнительного анализа данных картин и их литературных источников и показывает, что режиссер, обращаясь к античной трагедии, не ставит перед собой цель «экранизации» в традиционном значении этого слова. Он выбирает эти сюжеты по причине их вневременной универсальности. Действие трагедии как таковой мало волнует режиссёра; его герои не рефлексируют, они движимы инстинктами, иррациональны. Пазолини, подобно мифотворцу, приводит прецедент из прошлого, отражая в нём сегодняшний день. Или, наоборот, показывает глубинную архетипическую перспективу внутри современной проблемы. Посредством статичности камеры, монтажных ритмов и цветовых решений режиссёр конструирует особое пространство, где сопрягаются античный и современный сюжеты, насыщая, расширяя смыслы и придавая значимости друг другу.
Такой подход, хоть и кажется новым для творчества Пазолини этого периода, совершенно естественно вырастает из всего предыдущего творчества режиссёра и полностью вписывается в его теоретическую концепцию кино, что нашло подтверждение в последующих работах, каждая из которых также стала авторской интерпретацией памятников мировой литературы (“Трилогия жизни”, “Сало, или 120 дней Содома”).