XVIII Международная конференция студентов-филологов

«Путешествие» как смыслообразующий центр романа Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» и повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы»

Ирина Владимировна Красун
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2015-04-06
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается сходство двух повествований, выходящее за рамки маринистического жанра. В обоих текстах усматриваются элементы сюжетного построения, именуемого в западном литературоведении «quest», а также черты, присущие роману воспитания или становления (Bildungsroman).

Тезисы

Германа Мелвилла и Джозефа Конрада традиционно сопоставляют как писателей-маринистов. Однако сходство их произведений проявляется на фундаментальном уровне – на уровне представлений о человеке и универсуме. Несмотря на то, что Конрада нельзя назвать сознательным преемником Мелвилла, мы можем найти общее в тематике и архитектонике их произведений.
Роман Мелвилла «Моби Дик» и повесть Конрада «Сердце тьмы» - произведения о многозначном «путешествии». В зарубежном литературоведении оба текста часто рассматривают как «quest» – путешествие героев к определённой цели через преодоление трудностей, – к ним также обращаются и как к повествованию воспитания – «Bildungsroman». Но выделяя тот или иной тип движения в произведении, исследователи часто игнорируют целостность, которую они составляют. Ни одно из этих произведений не является «чистым» образчиком какого-либо жанра: их составляющие непрерывно смещаются, размывая жанровые границы. Но тема путешествия как смыслообразующее ядро удерживает составляющие при себе.
Оба текста заключены в некую рамку, в которой действуют герои (Измаил и Марлоу), отправляющиеся в путешествие с целью узнать мир. Как в «Моби Дике», так и в «Сердце Тьмы» путешествие предстаёт предопределённым – роковым или напророченным, и возможность выбора не влияет на его ход. Этот приём универсализирует «путешествие», уводя его от частной жизни к абстракции. Оно проходит в непривычном героям пространстве и сопряжено с тяжёлыми испытаниями. В обоих текстах энергию сюжетному движению даёт расцветающая мания – мономания Ахава и одержимость Марлоу. Однако в «Моби Дике» герой из начала книги, Измаил, делегирует прохождение «квестовых» испытаний Ахаву. Измаил повествует читателям о событиях, которые уже произошли, как о тех, что могут произойти, превращая повествование в пророчество о будущем. Нельзя сказать, что герой в текущий момент «воспитывается» повествованием – он уже предстаёт перед читателем таким, какой он есть. Это читатель испытывается мыслями, которые электризуют текст. Кроме того, в «Моби Дике» герои не достигают своей цели, они гибнут. Подобные фатальные неудачи нехарактерны для квеста.

В «Сердце тьмы» Марлоу больше схож с типом героя романа воспитания и квеста: преодолев многочисленные препятствия, он достигает своей цели, при этом «пересматривая» себя – из «птички» в 
глазах других превращается в «Будду». Буддийская фигура не является пророческой: «путешествие» в повести Конрада не направлено вперёд. Временное пространство «Сердца Тьмы», даже будучи крепко связанным с той эпохой Конрада, - настоящая петля, по которой могут веками проходить сотни Марлоу. Можно сказать, что «Сердце Тьмы» яснее, чем «Моби Дик», укладывается в рамки как квестового повествования, так и романа воспитания, тем не менее, существенно выходя за них.