Основы византийского этикета: pluralis modestiae и pluralis reverentiae в эпистолографии XII в.
Dmitriy Aleksandrovich Chernoglazov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2015-03-13
17:50 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Насколько часто и в каких ситуациях византиец говорил о себе во
множественном числе? Было ли принято к кому-либо обращаться на «вы»? В
настоящем докладе делается попытка охарактеризовать специфику употребления
множественного числа в значении единственного в византийских текстах. Исследование проводится на материале эпистолографии XII в.
Тезисы
Употребление 1-го
лица множественного лица (1 Plur) в значении единственного (1 Sing) было распространено в греческом языке еще в
античности. Такое употребление имело различные функции – оно могло означать
приобщенность говорящего к некоей группе людей (pluralis sociativus),
скромность (pluralis modestiae и близкий ему pluralis auctoris) или, наоборот,
величие самодержавной власти (pluralis majestatis – эта разновидность появилась
намного позже остальных, в римскую эпоху), и т.д. На рубеже античности и средневековья
начал активно использоваться и pluralis reverentiae – 2-е лицо множественного
числа (2 Plur) вместо единственного, почтительное обращение на
«вы». Об истоках и формировании всех этих видов pluralis в античности (как в
греческом, так и в латинском языке) и об их дальнейшем развитии в средневековой
Западной Европе написана обширная литература; аналогичные явления в Византии,
напротив, до сих пор изучены крайне мало. Насколько часто и в каких случаях
византийцы говорили о себе «мы» вместо «я»? К кому было принято – если вообще
существовала такая норма – обращаться на «вы»? В настоящем докладе делается
попытка ответить на эти вопросы, ограничившись пока одним периодом в истории
Византии – эпохой Комниновского ренессанса (XII
в.).
Для исследования привлекается широкий круг текстов, но основное внимание
концентрируется на эпистолографии: детально анализируются письма Иоанна Цеца,
Евстафия Солунского, Феодора Продрома и Михаила Италика. Исследование позволяет
сделать следующие основные выводы:
1 Plur в значении 1
Sing фигурирует в письмах достаточно часто, но
сформулировать какое-либо правило, объяснявшее бы его появление в тех или иных
контекстах, невозможно: чередование 1 Sing и 1 Plur, когда автор говорит только о себе, можно зачастую
наблюдать в пределах одного небольшого письма или даже одного предложения.
Вероятно, иногда эта замена производится попросту в целях стилистического
разнообразия или rhythmi gratia. Однако, вместе с тем, все же можно выделить
некоторые ситуации, в которых употребление 1 Plur наиболее предпочтительно: (а)
выражение общей идеи, высказывание от лица группы людей (pluralis sociativus);
(б) подчеркнутое самоуничижение, извинение, просьба (pluralis modestiae); (в) жалоба,
недовольство, обвинение (иногда выражаемое путем притворно-ироничного
самоуничижения). 1 Plur всегда
подчеркивает дистанцию между
автором и адресатом
– именно поэтому в переписке близких друзей замена 1 Sing на 1 Plur не
производится практически ни разу.
2 Plur в значении 2 Sing
встречается в эпистолографии XII в. крайне редко. Еще в ранневизантийскую эпоху
обращение на «вы» встречалось в письмах тем чаще, чем меньше автор
ориентировался на античную традицию – больше всего примеров можно найти в «нелитературных»
письмах, дошедших до нас на папирусах. Возможно, эпистолографы XII в. исходят из того же
принципа, что и ранневизантийские аттицисты – обращение на «вы» рассматривается
ими как вульгарное и не соответствующее строгой классической норме, и поэтому
они прибегают к нему лишь в исключительных случаях. В какой мере pluralis
reverentiae вообще был распространен у византийцев – в устной речи, в деловых
документах, и т.д. – покажут дальнейшие исследования.