Реализация современных подходов к обучению взрослых иностранному языку
Людмила Юрьевна Мастыкина
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
6
2015-03-12
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены современные подходы к обучению взрослых иностранному
языку. Описывается опыт их применения в процессе преподавания курсов английского
языка по профилю «Образовательный менеджмент» в Смоленском государственном
университете в рамках проекта ТЕМПУС IV «Сетевое взаимодействие
университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и
повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента».
Тезисы
За последние годы достигнуты
значительные положительные результаты в области обучения иностранным языкам
разного контингента учащихся, в том числе и взрослых слушателей, что отражено в
работах как зарубежных, так и отечественных авторов (Игнатова Т.Н., Васильева
Т.А., Драгункин А.Н., Никуличева Д.Б., Петров Д.Ю., L. Soars, J. Soars, Rogers K., Cunningham S., Moor P. и др). Однако отмечается еще недостаточная
разработанность концепций и научно-обоснованных методик обучения
иностранным языкам взрослых. Потребность
во всестороннем изучении условий обучения, мотивации, соответствующих целям
обучения методов и приемов указывают на необходимость проведение дальнейших исследований
в этой области.
В данной работе рассматриваются
современные подходы к обучению иностранному языку взрослых, и описывается опыт работы курсов английского языка по профилю
«Образовательный менеджмент» в Смоленском государственном университете в рамках
проекта ТЕМПУС IV «Сетевое
взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы
подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного
менеджмента».
Основной задачей языковых курсов была подготовка профессорско-преподавательского состава слушателей к международному профессиональному общению по проблемам образования. Большое внимание уделялось развитию навыков иноязычной устной и письменной профессиональной коммуникации в рамках педагогического и научного дискурса (проведение фрагментов лекционных и практических занятий; разработка модулей учебных курсов, доклад на конференции, участие в научных дискуссиях, статья, презентация, заявка на грант, отчет об эксперименте и т.д.). Курсы разрабатывались с учетом новейших достижений в области лингвистики, методики обучения иностранным языкам и андрагогики. Они сочетали традиционные и инновационные методические подходы, закладывающие прочные основы иностранного языка. Реализовывался принцип комплексного подхода к обучению иностранному языку: слушатели не только овладевали лингвистической компетенцией, но и социокультурной – знакомились с традициями Англии и США стран в области образования, учились представлять культуру образовательного пространства своей страны на английском языке. Интенсификация обучения слушателей осуществлялась посредством поэтапного увеличения объема и скорости усвоения материала, варьирования приемов обучения, использования индивидуального подхода, активизации психологических резервов обучаемой личности. Интенсификации обучения также способствовало использование генторологического подхода и учет наличия у обучаемых профессиональной компетенции (знаний в области дидактики, психологии, методики и других наук, значимых для деятельности педагога, владение профессиональными умениями). При формировании основных видов речевой деятельности основной упор делался на моделирование и обсуждение ситуаций профессиональной коммуникации в рамках темы «Образовательный менеджмент». Большое внимание уделялось формированию навыков самостоятельной работы, что было особенно актуально в связи с частыми научными командировками слушателей. В течение двухлетнего обучения слушатели составляли аннотации статей на английском языке, знакомились с оригинальными научными текстами по специальности, разрабатывали модули по читаемым ими лекционным курсам, выступали с докладами по проблемам образования. По итогам первого года обучения в группе проводилась ролевая игра-конференция на тему «Education: problems and perspectives», на которой слушатели выступили со своими докладами о проблемах образования в США, Великобритании и России. Одним из главных итогов второго года стало создание и обсуждение слушателями мультимедиа-презентаций о модернизации современного образования и усиления роли образовательного менеджмента в формировании вузовского образовательного пространства.
Основной задачей языковых курсов была подготовка профессорско-преподавательского состава слушателей к международному профессиональному общению по проблемам образования. Большое внимание уделялось развитию навыков иноязычной устной и письменной профессиональной коммуникации в рамках педагогического и научного дискурса (проведение фрагментов лекционных и практических занятий; разработка модулей учебных курсов, доклад на конференции, участие в научных дискуссиях, статья, презентация, заявка на грант, отчет об эксперименте и т.д.). Курсы разрабатывались с учетом новейших достижений в области лингвистики, методики обучения иностранным языкам и андрагогики. Они сочетали традиционные и инновационные методические подходы, закладывающие прочные основы иностранного языка. Реализовывался принцип комплексного подхода к обучению иностранному языку: слушатели не только овладевали лингвистической компетенцией, но и социокультурной – знакомились с традициями Англии и США стран в области образования, учились представлять культуру образовательного пространства своей страны на английском языке. Интенсификация обучения слушателей осуществлялась посредством поэтапного увеличения объема и скорости усвоения материала, варьирования приемов обучения, использования индивидуального подхода, активизации психологических резервов обучаемой личности. Интенсификации обучения также способствовало использование генторологического подхода и учет наличия у обучаемых профессиональной компетенции (знаний в области дидактики, психологии, методики и других наук, значимых для деятельности педагога, владение профессиональными умениями). При формировании основных видов речевой деятельности основной упор делался на моделирование и обсуждение ситуаций профессиональной коммуникации в рамках темы «Образовательный менеджмент». Большое внимание уделялось формированию навыков самостоятельной работы, что было особенно актуально в связи с частыми научными командировками слушателей. В течение двухлетнего обучения слушатели составляли аннотации статей на английском языке, знакомились с оригинальными научными текстами по специальности, разрабатывали модули по читаемым ими лекционным курсам, выступали с докладами по проблемам образования. По итогам первого года обучения в группе проводилась ролевая игра-конференция на тему «Education: problems and perspectives», на которой слушатели выступили со своими докладами о проблемах образования в США, Великобритании и России. Одним из главных итогов второго года стало создание и обсуждение слушателями мультимедиа-презентаций о модернизации современного образования и усиления роли образовательного менеджмента в формировании вузовского образовательного пространства.