44th International Philological Research Conference

Система наименований учителей и воспитателей (XI–XXI вв.)

Ludmila Nikolaevna Donina
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

206
2015-03-11
14:10 - 14:25

Ключевые слова, аннотация

Лексем, которыми в русском языке на протяжении последней тысячи лет называли лиц, занимающихся воспитанием и обучением, накопилось более трехсот. Описание каждого слова включает в себя установление значения и изменения его компонентов в разные периоды бытования лексемы, этимологические справки, характер сочетаемости с другими словами педагогического и общественно-политического словаря, способы и причины вхождения в специализированный словарь педагогики, особенности процессов терминологизации и детерминологизации.

Тезисы

Система наименований лиц педагогической профессии формировалась в русском языке на протяжении многих столетий. История ее становления отражает как этапы развития языка, так и движение педагогической и общественной мысли. Состав лексем, которые в период XI-XXI веков относились к этой лексико-семантической группе, – более трехсот однословных наименований и около двухсот составных – определен методом сплошной выборки существительных из словарей разных типов и значительно пополнен материалами сотен текстов – от древнерусских до современных, в первую очередь педагогических, но также художественных, публицистических, деловых.             В этой системе интересны не только термины – в ее формировании участвует и общеупотребительная педагогическая лексика, и диалектные, жаргонные, номенклатурные, окказиональные наименования (учительница, учительша, учителька, учителка, училка). При таком широком подходе к отбору лексем особое значение приобретает четкость классификации. Выстраивается система описания, в которой, кроме элементов основного ядра – учитель, воспитатель, преподаватель, наставник, педагог и сочетания с ними, свое место занимают и древнерусские наименования дядька, пестун и под., и ненадолго появившиеся в послереволюционную эпоху слова фребеличка или шкрабиха, и заимствования наших дней.             Значения слов устанавливаются не столько на основании словарных дефиниций, сколько на основании компонентов, определяемых по контекстам употребления и характеру сочетаемости, что дает возможность наблюдать тонкие семантические изменения, особенности процессов терминологизации и детерминологизации. Важны системные отношения, прежде всего синонимические, в которые вступают наименования лиц педагогической профессии. Анализ значения слов, их происхождения, системных отношений, словообразования выявляют причины, по которым одни лексемы выходят из употребления, а другие мудро сохраняются народом. Выясняя причины терминологизации определенных существительных из большого числа имеющихся на каждом историческом этапе вариантов, следует выделять ведущие и характерные именно для этой лексической группы словообразовательные модели. Несоответствие основной модели (от глагола, с суффиксом –тель) приводит к выходу лексем из активного словарного запаса, что наиболее убедительно может быть показано на примере популярного в начале XX века термина садовница и других наименований тематической группы «дошкольные воспитатели». Система названий обладает большой устойчивостью, ядро наименований – слова учитель и воспитатель  – сохраняется народом веками. Неизменность содержания и формы основных терминов в этой области свидетельствует об их «укорененности» в языке и о том, что продолжают развиваться собственные народные представления о передаче нравственных и умственных знаний новым поколениям. В то же время наблюдается определенный динамизм как ответ на непрерывные экстралингвистические и языковые изменения. Появляются слова, способные по степени обобщенности встать «над» учителем и воспитателем, объединив их  – педагоги, просвещенцы, педработники. В конкуренции обобщенных названий обычно побеждает научный заимствованный термин, в данном случае – педагог. Наиболее изменчивы конкретные обозначения: дошкольница, садовница, фребеличка... Состав группы может быть различным на каждом синхронном срезе. Таким образом, очевидно, что группа наименований лиц, занятых учебно-воспитательной деятельностью, сложилась на протяжении последнего тысячелетия в единую устойчивую (но открытую и развивающуюся) систему с четко выраженной иерархией составляющих ее микросистем.