Система наименований учителей и воспитателей (XI–XXI вв.)
Ludmila Nikolaevna Donina
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
206
2015-03-11
14:10 -
14:25
Ключевые слова, аннотация
Лексем, которыми в русском языке
на протяжении последней тысячи лет называли лиц, занимающихся воспитанием и
обучением, накопилось более трехсот. Описание каждого слова включает в себя
установление значения и изменения его компонентов в разные периоды бытования
лексемы, этимологические справки, характер сочетаемости с другими словами
педагогического и общественно-политического словаря, способы и причины
вхождения в специализированный словарь педагогики, особенности процессов
терминологизации и детерминологизации.
Тезисы
Система наименований лиц педагогической профессии формировалась в русском
языке на протяжении многих столетий. История ее становления отражает как этапы
развития языка, так и движение педагогической и общественной мысли.
Состав лексем, которые в период XI-XXI
веков относились к этой лексико-семантической группе, – более трехсот однословных
наименований и около двухсот составных – определен методом сплошной выборки
существительных из словарей разных типов и значительно пополнен материалами
сотен текстов – от древнерусских до современных, в первую очередь
педагогических, но также художественных, публицистических, деловых.
В этой системе интересны не только
термины – в ее формировании участвует и общеупотребительная педагогическая
лексика, и диалектные, жаргонные, номенклатурные, окказиональные наименования (учительница, учительша, учителька, учителка, училка). При таком широком подходе к отбору лексем особое значение
приобретает четкость классификации. Выстраивается система описания, в которой,
кроме элементов основного ядра – учитель,
воспитатель, преподаватель, наставник, педагог
и сочетания с ними, свое место занимают и древнерусские наименования дядька, пестун и под., и ненадолго появившиеся в послереволюционную эпоху
слова фребеличка или шкрабиха, и заимствования наших дней.
Значения слов устанавливаются не
столько на основании словарных дефиниций, сколько на основании компонентов,
определяемых по контекстам употребления и характеру сочетаемости, что дает
возможность наблюдать тонкие семантические изменения, особенности процессов
терминологизации и детерминологизации. Важны системные отношения, прежде всего
синонимические, в которые вступают наименования лиц педагогической профессии.
Анализ значения слов, их происхождения, системных отношений,
словообразования выявляют причины, по которым одни лексемы выходят из
употребления, а другие мудро сохраняются народом. Выясняя причины терминологизации
определенных существительных из большого числа имеющихся на каждом историческом
этапе вариантов, следует выделять ведущие и характерные именно для этой
лексической группы словообразовательные модели. Несоответствие основной модели (от
глагола, с суффиксом –тель) приводит
к выходу лексем из активного словарного запаса, что наиболее убедительно может
быть показано на примере популярного в начале XX века термина садовница и других наименований тематической группы «дошкольные
воспитатели».
Система названий
обладает большой устойчивостью, ядро наименований – слова учитель и воспитатель – сохраняется народом веками. Неизменность
содержания и формы основных терминов в этой области свидетельствует об их
«укорененности» в языке и о том, что продолжают развиваться собственные
народные представления о передаче нравственных и умственных знаний новым
поколениям. В то же время наблюдается определенный динамизм как ответ на
непрерывные экстралингвистические и языковые изменения. Появляются слова,
способные по степени обобщенности встать «над» учителем и воспитателем,
объединив их – педагоги, просвещенцы, педработники. В конкуренции обобщенных названий обычно побеждает
научный заимствованный термин, в данном случае – педагог. Наиболее изменчивы конкретные обозначения: дошкольница, садовница, фребеличка...
Состав группы может быть различным на каждом синхронном срезе.
Таким образом,
очевидно, что группа наименований лиц, занятых учебно-воспитательной
деятельностью, сложилась на протяжении последнего тысячелетия в единую
устойчивую (но открытую и развивающуюся) систему с четко выраженной иерархией
составляющих ее микросистем.