Субъективная модальность как текстообразующая категория литературно-критического жанра «авторская колонка» (на материале публикации М.Райх-Раницкого «Ein Weltmeister im Selbstlob»)
Елена Сергеевна Садовская
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
187
2015-03-11
18:20 -
18:35
Ключевые слова, аннотация
Subjective modality as a text forming category in a "literary review" text type (based on Marcel Reich-Ranicki publication "Ein Weltmeiser im Selbstlob"). The report analizes the issue of subjective modality as a system of codes and signals given to the audience by a journalist while creating a text, to make it clearer understand his way of thinking and estimating the object of a literary review. As a result of a research a range of means of subjective modality is discovered. A critical column as a text type with high authors expression reveals subjective modality as a text forming category.
Тезисы
Как
известно, публицистический текст характеризуется сложным взаимодействием
модальных значений [Кукса; 2008, 173]. Прагматическая направленность
литературно-критических текстов определяет специфику отбора модальных средств. В
ориентированном на эмоциональное восприятие читателем публицистическом тексте
доминантой являются средства, выражающие модально-оценочные значения. Материалом
исследования послужила публикация известного литературного критика Германии
Марселя Райх-Раницкого “Ein Weltmeister im Selbstlob” в газете “Frankfurter
Allgemeine Zeitung”. Взяв за основу анализа тезис о том, что категорию
субъективной модальности (СМ) можно представить как набор кодов и схем, которые
объясняют адресату способ, путь понимания авторского отношения к изображаемому
[Романова; 2003, 220], в ходе нашего исследования мы проследили, каким образом
немецкий критик-публицист выстраивает стратегию привлечения и удержания
внимания аудитории в процессе своего рассуждения и какие средства-экспликаторы СМ реализуют
эту интенцию в тексте колонки (эмоционально-оценочная лексика, частицы, вводные слова, набор специализированных в модальном отношении синтаксических
конструкций). В результате нам удалось выяснить, что конструкции СМ служат
одним из средств актуализации автора в литературно-критическом тексте и
являются одной из его ключевых текстообразующих категорий. Литература:
1.Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной
мемуарной литературе/ Под.ред.проф.Г.Н. Акимовой. – СПб.: Изд-во
С.Петерб.ун-та. 2003.