44th International Philological Research Conference

«Мы более настоящие греки, чем сами греки»: конструирование групповой идентичности и лингвистические идеологии в греко-говорящих сообществах Албании

Екатерина Александровна Желтова
Докладчик
аспирант
Европейский университет в Санкт-Петербурге

Греческий институт
2015-03-13
14:50 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе на материалах полевого исследования рассматриваются вопросы, связанные с конструированием групповой идентичности в греческих миноритарных сообществах Южной Албании (Северного Эпира). Анализируются социальные функции лингвистических идеологий (представлений о языках, их свойствах, правилах использования) в связи с формированием локальной, этнической и национальной идентичностей.

Тезисы

Материал
В данном докладе анализируются материалы, собранные в ходе двух экспедиций, проведенных мною в местах проживания греческого меньшинства Албании в августе-сентябре 2014 года. Основными методами сбора полевого материала были метод включенного наблюдения и полуструктурированного интервью. В исследовании приняли участие около пятидесяти информантов из регионов Химары и Дропула разного возраста, пола и социального статуса.
Целью полевой работы было сделать наблюдения о социальной структуре рассматриваемых сообществ, языковом поведении их представителей, собрать корпус биографических нарративов, материалы по лингвистическим идеологиям, отношению к языку.

Информация о регионе
Регион Северного Эпира (Южная Албания), в котором проводилось исследование, был предметом напряженных политических конфликтов в период образования национальных государств на Балканах и проведения границ. Греция многократно заявляла свои политические претензии на эту территорию, но они не были удовлетворены. Когда после Второй мировой войны к власти в Албании пришел Энвер Ходжа, и граница была закрыта, по разные ее стороны зачастую оказывались члены одной семьи. Во время существования коммунистического режима в Албании в Греции культивировался дискурс о «порабощенных братьях» в Северном Эпире. Активно создавался положительный образ этнического грека, мучимого кровавым режимом в чужой стране.
После открытия границ в 1990 году в Грецию хлынули огромные потоки мигрантов из Албании, и среди них, конечно, и «вориоэпириоты». Очень быстро дискурс о «порабощенных братьях» сошел на нет, а самих «братьев» стали воспринимать так же, как и остальных мигрантов. Термин «вориоэпириот» потерял свою положительную окраску (Nitsiakos, 2013).
Томас Эриксен (Eriksen, 2002), вслед за Мэри Дуглас (Mary Douglas, 1966), вводит понятие «аномальных этнических категорий». Меньшинства, о которых мы говорим, как кажется, вполне попадают под это определение.
При этом представители греческого меньшинства Албании оказались меньшинством дважды, в обоих значениях, о которых говорит в своей книге Эриксен (Eriksen, 2002). В Албанском государстве они представляют меньшинство типа «indigenous people», а в Греции они оказываются мигрантским меньшинством типа “urban minority” наравне с другими мигрантами. Чужие в государстве, от которого бегут, они оказываются чужими в государстве, к которому бегут:
  • «Родина предала нас»
  • «В Албании мы были грязными греками, а в Греции - албанцами»
Проблемы, обсуждаемые в докладе
В докладе, на основании полевых материалов, анализируются особенности конструирования локальности, этничности и национализма в миноритарных сообществах Химары и Дропула. В центре внимания находится вопрос о том, какую роль в этих процессах играют лингвистические идеологии (распространенные в этих сообществах представления о лингвистических и социолингвистических особенностях идиомов, на которых говорят представители сообществ, см. Silverstein, 1979). Предлагается предварительная классификация этих идеологий на те, которые поддерживают связь с «родиной» и нацией, являющимися постоянным предметов воображения и рефлексии, и те, которые поддерживают локальную идентичность, динамически регулируя статус «своего» сообщества и, возможно, ситуативно «повышая» локальность до этничности.

Литература
  1. Douglas M. Purity and danger: An analysis of concepts of purity and taboo //Routlege & Kegan Paul, Lond. – 1966.
  2. Eriksen T. H. Ethnicity and nationalism: Anthropological perspectives. – Pluto Press, 2002.
  3. Nitsiakos V. “Brothers” becoming “Others”. The Greeks of Albania in Greece after 1990. In: (ed.) Tsibiridou F., Palantzas N., MYTHS OF THE OTHER IN THE BALKANS: Representations, Social practices, Performance. Thessaloniki, 2013.
  4. Silverstein, M. (1979) Language structure and linguistic ideology. In: P. R. Clyne, W. F. Hanks, C. L. Hofbauer, ed. The elements: A parasession on linguistic units and levels. Chicago Linguistic Society, 193-247