44th International Philological Research Conference

Казнить нельзя помиловать: телерефлексии советского кино

Мария Владимировна Жукова
Докладчик
научный сотрудник
Universität Konstanz

Кинозал
2015-03-13
18:15 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

Рецепция телевидения в кинематографе развивается под знаком конкуренции. Советское кино, закрепив за собой позицию «важнейшего из искусств», ведет непрекращающуюся борьбу с «голубым экраном», отстаивая свое право на бессмертие посредством различных форм отрицания телевидения. Однако в эпохи, когда отечественная киноиндустрия оказывается под угрозой, а телевидение переживает пору расцвета, кино смиряет свои амбиции, сводя конкурентную борьбу на нет, или же, мимикрируя под телевидение, усваивает его характерные приемы.

Тезисы

1. Если в дотелевизионную эпоху изображение прототелевизионных аппаратов в кинематографе была связано с их сакрализацией, то в период массового распространения телевидения кино рассматривает телевидение как конкурирующую инстанцию.
2. Попытка утвердить свое право на бессмертие перед лицом нового медиа осуществляется в отечественном кино за счет различных форм его отрицания (физическое разрушение, сепарирование звука и изображения, рефункционализация аппарата и т.д.). Крайней формой такого отрицания становится сближение телевизионного дискурса с инфернальным, отождествление телеаппарата с продуцентом и инициатором смерти.
3. В эпохи, характеризующиеся расцветом телевидения, конкурентная борьба кинематографа заметно ослабевает: он либо демонстрирует усвоение эстетики "голубого экрана", либо полностью выключается из противостояния.