Казнить нельзя помиловать: телерефлексии советского кино
Мария Владимировна Жукова
Докладчик
научный сотрудник
Universität Konstanz
Universität Konstanz
Кинозал
2015-03-13
18:15 -
18:50
Ключевые слова, аннотация
Рецепция телевидения
в кинематографе развивается под знаком конкуренции. Советское кино, закрепив за
собой позицию «важнейшего из искусств», ведет непрекращающуюся борьбу
с «голубым экраном», отстаивая свое право на бессмертие посредством
различных форм отрицания телевидения. Однако в эпохи, когда отечественная
киноиндустрия оказывается под угрозой, а телевидение переживает пору расцвета,
кино смиряет свои амбиции, сводя конкурентную борьбу на нет, или же, мимикрируя
под телевидение, усваивает его характерные приемы.
Тезисы
1. Если в дотелевизионную эпоху изображение прототелевизионных
аппаратов в кинематографе была связано с их сакрализацией, то в период
массового распространения телевидения кино рассматривает телевидение как
конкурирующую инстанцию.
2. Попытка утвердить свое право на бессмертие перед лицом нового медиа осуществляется в отечественном кино за счет различных форм его отрицания (физическое разрушение, сепарирование звука и изображения, рефункционализация аппарата и т.д.). Крайней формой такого отрицания становится сближение телевизионного дискурса с инфернальным, отождествление телеаппарата с продуцентом и инициатором смерти.
3. В эпохи, характеризующиеся расцветом телевидения, конкурентная борьба кинематографа заметно ослабевает: он либо демонстрирует усвоение эстетики "голубого экрана", либо полностью выключается из противостояния.
2. Попытка утвердить свое право на бессмертие перед лицом нового медиа осуществляется в отечественном кино за счет различных форм его отрицания (физическое разрушение, сепарирование звука и изображения, рефункционализация аппарата и т.д.). Крайней формой такого отрицания становится сближение телевизионного дискурса с инфернальным, отождествление телеаппарата с продуцентом и инициатором смерти.
3. В эпохи, характеризующиеся расцветом телевидения, конкурентная борьба кинематографа заметно ослабевает: он либо демонстрирует усвоение эстетики "голубого экрана", либо полностью выключается из противостояния.