Коллективное/индивидуальное: роль группового творчества во французском сюрреализме 1920–1930-х гг.
            Маргарита Евгеньевна  Балакирева
        
        
        Докладчик
        
        
        аспирант
Институт мировой литературы РАН
    Институт мировой литературы РАН
190
2015-03-12
17:00 -
        17:20
    Ключевые слова, аннотация
    В данном докладе
мы попытаемся обрисовать роль коллективного творчества во французском
сюрреализме, как данное творчество способствовало развитию группового сознания, созиданию
общих художественных практик и продвижению группы  в поле литературного авангарда (в период с
1919 по 1939 гг.). Также мы зададимся вопросом, каким было влияние коллективного/группового начала в сюрреализме на индивидуальный творческий процесс
некоторых авторов, являвшихся, в тот или иной момент, частью сюрреалистического
движения.
Тезисы
    Традиционно сюрреалистическое движение в
академическом мире рассматривают с двух позиций, чаще всего спорных:  с позиции литературы и с позиции культуры. В
первом случае заостряется внимание на литературной технике или методе, особенности
поэтического слова или разрыве в трактовке жанров (исследования о метафоре, сюрреалистическом
романе или театре в сюрреализме). Во втором случае речь идет об оценке теории,
ее морально-этической стороне, когда сюрреализм, по сути своей,  является полем экспериментальной мысли
исследователя, нацеленной на изучение  глобальных историко-культурных процессов (работы
по ангажированности авангарда или мифотворчестве в модернизме). 
Между тем, каждый труд исходит из
предпосылок индивидуального творчества, выходящего за рамки группы, в которой
четко распределяются роли – от авторов-новаторов, составляющих ядро движения (например,
 триада Арагон-Бретон-Супо, важная для «интуитивной»
фазы сюрреализма, по М. Мюра),  к
эпигонам, занимающим периферию (в парижском объединении или на международном
уровне). Поэтому продукция сюрреалистического движения рассматривается как
слепок из разрозненных творений отдельных индивидуумов и групповых «развлечений»
(игр, сеансов гипноза, «инициирующих» прогулок по ночному городу), что наводит
на мысль о чисто формальной необходимости  для исследователя говорить о группе. Однако в
нашем докладе мы постараемся показать, как важен фактор коллективного
творчества для сюрреализма, его развития и закрепления статуса «легитимного
авангардного искусства» во французском «интеллектуальном пространстве» 20-30-х
годов (Р. Дебри).
Наше желание выявить роль «коллективного»
в сюрреализме направлено не только на переосмысление функционирования группы и
распределения сил внутри нее. Мы постараемся  также показать, насколько феномен
коллективного творчества важен для истории авангарда и как он изменяет / преобразует
общепринятые понятия о творчестве и индивидуальном гении в контексте «массовизации»
культуры в эпоху между двух войн.