44th International Philological Research Conference

К вопросу изучения калмыцких богатырских сказок

Байрта Барбаевна Манджиева
Докладчик
заведующий отделом
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН

213
2015-03-12
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен изучению калмыцких богатырских сказок. В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные богатырям, богатырским действиям героя. Богатырские сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами, традиционными формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют некоторые общие мотивы с произведениями эпического жанра. Среди калмыцких богатырских сказок есть сюжеты, повествующие о приключениях героев в подземном мире. Сюжетные элементы биографии сказочного героя совпадают с ранней биографией героев монголо-ойратских героических сказаний. 

Тезисы

Калмыцкий народ обладает огромным богатством – многожанровым и во многом уникальным устным народным творчеством. В его сокровищнице имеется героический эпос «Джангар», мифы, легенды, предания, множество прекрасных песен, большое количество глубоких по смыслу пословиц, поговорок, произведений своеобразных жанров – йөрәл (благопожелание), магтал (восхваление), яс кемәлһн (состязания в красноречии). Одним из ярких, любимых произведений народа являются калмыцкие народные сказки, которые подразделяются на волшебные, богатырские, сказки о животных, кумулятивные и бытовые. В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные богатырям, богатырским действиям героя. Богатырские сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами, традиционными формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют некоторые общие мотивы с произведениями эпического жанра. В калмыцком сказочном жанре есть сюжеты, генетически связанные с эпосом и представляющие собой трансформированные формы былых героических сказаний. А.Ш. Кичиков сюжеты подобных типов относит к «тууль-улигерному эпосу», которые проливают свет на раскрытие «темных мест» эпоса. Среди калмыцких богатырских сказок есть сюжеты, повествующие о приключениях героев в подземном мире. Главный герой – богатырь попадает в нижний мир по разным причинам, или в погоне за врагом, или в результате предательства. Таковы сказки «Аюһин көвүн Алвт Хар» («Алвта Хара, сын медведя»), «Һал хаана Отхн Шар көвүн» («Отхон Шара – сын Гал хана»), «Эрк Билдр» («Эрке Бильдер») и др. Сюжет сказки «Аюһин көвүн Алвт Хар» («Алвта Хара, сын медведя») является распространенным, что подтверждается присутствием сходного сюжета в СУС (Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка) 650А + 301А. Медведь похищает девушку, у них рождается мальчик, он убивает медведя и с матерью возвращается к людям. Отправляется путешествовать, встречает трех силачей, в погоне за ведьмой попадает в нижний мир. По сюжетной структуре сказка «Алвта Хара, сын медведя» является богатырской сказкой, здесь присутствуют такие эпические мотивы и элементы как: чудесное рождение, богатырский рост героя, наречение именем, испытание силы, побратимство с тремя исполинами, которые признают старшинство героя. Эти сюжетные элементы биографии сказочного героя совпадают с ранней биографией героев монголо-ойратских героических сказаний. Во второй части сказки герой преследуя шулмуску (ведьму) попадает в нижний мир, где расправляется с ведьмой, уничтожив ее душу. Сказка «Һал хаана Отхн Шар көвүнә туск тууль» («Отхон Шара – сын Гал хана») также имеет аналогию в СУС 301А, В. Братья сбрасывают героя в нижний мир; возвращается наверх на гигантской птице. Богатырь, спускающийся в подземный мир, предстает и в другой сказке «Онч Һанц баатрин туск тууль» («Сказка об Онче Ганца баторе»), во второй части сказка совпадает с сюжетом СУС 465А «Красавица – жена». Обычно герой, попадая в подземный мир, встречался с враждебными ему существами, вступал с ними в неравную схватку, из которого всегда выходил победителем. Но в данном сюжете обитатели нижнего мира относятся к богатырю доброжелательно и даже роднятся с ним. Возможно, что волки-оборотни, с которыми встречается герой, олицетворяют собой добрых духов и являются покровителями героя и его рода. Большая группа калмыцких сказок повествует о земных делах богатырей. Вместе с тем сюжеты данных сказок имеют много общего с эпическими и сказочными произведениями тюрко-монгольских народов. Сюжетообразующими мотивами сказок «Хамгин эзн болсн хан Бүрн Төгс көвүн» («Ставший правителем всех Бурун Тогос»), «Чим Хар баатр» («Чим Хара батор»), «Догшн Хар баатрин хойр көвүнә тууль» («Сказка о двух сыновьях Догшон Хара батора») и многих других служат мотивы чудесного рождения, наречения именем, героического сватовства, поединка с соперником.Героическое сватовство, поездка в чужие края раскрывают богатырские качества героя, его мужество, находчивость и силу.