К вопросу изучения калмыцких богатырских сказок
Байрта Барбаевна Манджиева
Докладчик
заведующий отделом
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
213
2015-03-12
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению калмыцких богатырских сказок. В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные богатырям,
богатырским действиям героя. Богатырские
сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами, традиционными
формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют некоторые общие
мотивы с произведениями эпического жанра. Среди калмыцких богатырских сказок есть сюжеты, повествующие о
приключениях героев в подземном мире. Сюжетные элементы биографии сказочного героя совпадают с ранней
биографией героев монголо-ойратских героических сказаний.
Тезисы
Калмыцкий народ обладает огромным богатством –
многожанровым и во многом уникальным устным народным творчеством. В его
сокровищнице имеется героический эпос «Джангар», мифы, легенды, предания, множество
прекрасных песен, большое количество глубоких по смыслу пословиц, поговорок,
произведений своеобразных жанров – йөрәл (благопожелание), магтал
(восхваление), яс кемәлһн (состязания в красноречии). Одним из
ярких, любимых произведений народа являются калмыцкие народные сказки, которые
подразделяются на волшебные, богатырские, сказки о животных, кумулятивные и
бытовые.
В сказочной традиции калмыков выделяются сказки, посвященные
богатырям, богатырским действиям героя.
Богатырские сказки отличаются от волшебных внутренней структурой, мотивами,
традиционными формулами, они отличаются и по своему характеру, но имеют
некоторые общие мотивы с произведениями эпического жанра. В калмыцком сказочном
жанре есть сюжеты, генетически связанные с эпосом и представляющие собой
трансформированные формы былых героических сказаний. А.Ш. Кичиков сюжеты
подобных типов относит к «тууль-улигерному эпосу», которые проливают свет на
раскрытие «темных мест» эпоса.
Среди калмыцких богатырских сказок есть сюжеты,
повествующие о приключениях героев в подземном мире. Главный герой – богатырь
попадает в нижний мир по разным причинам, или в погоне за врагом, или в результате
предательства. Таковы сказки «Аюһин көвүн Алвт Хар» («Алвта Хара, сын
медведя»), «Һал хаана Отхн Шар көвүн» («Отхон Шара – сын Гал хана»), «Эрк
Билдр» («Эрке Бильдер») и др.
Сюжет сказки «Аюһин көвүн Алвт Хар» («Алвта Хара, сын
медведя») является распространенным, что подтверждается присутствием сходного
сюжета в СУС (Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка) 650А
+ 301А. Медведь похищает девушку, у них рождается мальчик, он убивает медведя и
с матерью возвращается к людям. Отправляется путешествовать, встречает трех
силачей, в погоне за ведьмой попадает в нижний мир.
По сюжетной структуре сказка «Алвта Хара, сын медведя» является
богатырской сказкой, здесь присутствуют такие эпические мотивы и элементы как:
чудесное рождение, богатырский рост героя, наречение именем, испытание силы,
побратимство с тремя исполинами, которые признают старшинство героя. Эти сюжетные
элементы биографии сказочного героя совпадают с ранней биографией героев монголо-ойратских
героических сказаний. Во второй части сказки герой преследуя шулмуску (ведьму) попадает в нижний мир,
где расправляется с ведьмой, уничтожив ее душу.
Сказка «Һал хаана Отхн Шар көвүнә туск
тууль» («Отхон Шара – сын Гал хана») также имеет аналогию в СУС 301А, В. Братья сбрасывают героя в
нижний мир; возвращается наверх на гигантской птице. Богатырь, спускающийся в подземный мир, предстает и в другой сказке «Онч
Һанц баатрин туск тууль» («Сказка об Онче Ганца баторе»), во второй части сказка совпадает с
сюжетом СУС 465А «Красавица – жена».
Обычно герой, попадая в подземный мир, встречался с враждебными ему существами,
вступал с ними в неравную схватку, из которого всегда выходил победителем. Но в
данном сюжете обитатели нижнего мира относятся к богатырю доброжелательно и
даже роднятся с ним. Возможно, что волки-оборотни, с которыми встречается
герой, олицетворяют собой добрых духов и являются покровителями героя и его
рода.
Большая группа калмыцких сказок повествует о земных делах
богатырей. Вместе с тем сюжеты данных сказок имеют много общего с эпическими и
сказочными произведениями тюрко-монгольских народов. Сюжетообразующими мотивами
сказок «Хамгин эзн болсн хан Бүрн Төгс көвүн» («Ставший правителем всех Бурун
Тогос»), «Чим Хар баатр» («Чим Хара батор»), «Догшн Хар баатрин хойр көвүнә
тууль» («Сказка о двух сыновьях Догшон Хара батора») и многих других служат
мотивы чудесного рождения, наречения именем, героического сватовства, поединка
с соперником.Героическое сватовство, поездка в чужие края раскрывают богатырские
качества героя, его мужество, находчивость и силу.