Структура предложения: зеркало расмышления, игра с ожиданием? Вводная сцена трагедии Ханс Х. Янна «Медея» как пролептическая миниатюра
Оливер Пфау
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
205
2015-03-13
17:20 -
17:35
Ключевые слова, аннотация
Форма
произведения — неотъемлемая часть художественного
высказывания. И поскольку произведение представляет собой совершенное
целое, то стремление к форме проявляется
на всех уровнях его реализации и ставит часть и целое в
отношения взаимности. В любом литературном произведении
языковая структура вступает в прямое отношение к содержательному высказыванию
текста.
Что в трагедии «Медея» Ханса Х. Янна раскрывает язык о персонажах и о драматическом замысле автора? Какие последующие драматические развития объявляются через синтаксис, стихосложение и стилизацию уже в самом начале пьесы?
Что в трагедии «Медея» Ханса Х. Янна раскрывает язык о персонажах и о драматическом замысле автора? Какие последующие драматические развития объявляются через синтаксис, стихосложение и стилизацию уже в самом начале пьесы?
Тезисы
Начиная
с 1926 г., даты своей первой постановки, вызвавшей горячие споры, трагедия
«Медея» Ханса Х. Янна регулярно оказывается в репертуарах театров, навлекая,
тем не менее, на себя упреки в «неиграемости». Своей трагедией «Медея» немецкий
драматург и романист включается в длинную череду авторов, которые подхватывают
и обрабатывают этот античный миф.
В основных сюжетных линиях Янн остается верным драматическому греческому варианту этого мифа. Он также переносит античные элементы и на драматическую форму: стихосложение и косвенное восприятие действия сквозь хор и корифея. При этом он сдвигает перспективу через добавление восточных мифологических образов, усиление присутствия второстепенных персонажей в драматическом действии и радикальное подчеркивание сексуальных и инстинктивных, разрушительных сил.
С одной стороны, по своей материи, форме и языку пьеса кажется похожей на стилизацию античной трагедии, а с другой стороны именно за счет сдвига акцентов, она ломает четкие линии подражания классицизму. Амбивалентность, гермафродитизм – к этому двойному образу драмы подключается игра с ожиданием, которая разворачивается на фоне того, что в своем возможном развитии содержание известно заранее, что еще и утверждается через однозначное название пьесы.
В нашей работе мы хотели бы подробнее рассмотреть языковую структуру начала пьесы, а именно, вводной сцены, и исследовать, что сообщает эта микроструктура о более крупных измерениях пьесы. Насколько в этой сцене более поздние развития объявляются или предвосхищаются через синтаксис, стихосложение и стилизацию? Насколько синтаксические и стилистические элементы проецируются в драматическое и идеологическое пространство? Как поступает автор с проблемой известного и, следовательно, ожидаемого? И насколько вводная сцена становится пролептической миниатюрой всей пьесы?
В основных сюжетных линиях Янн остается верным драматическому греческому варианту этого мифа. Он также переносит античные элементы и на драматическую форму: стихосложение и косвенное восприятие действия сквозь хор и корифея. При этом он сдвигает перспективу через добавление восточных мифологических образов, усиление присутствия второстепенных персонажей в драматическом действии и радикальное подчеркивание сексуальных и инстинктивных, разрушительных сил.
С одной стороны, по своей материи, форме и языку пьеса кажется похожей на стилизацию античной трагедии, а с другой стороны именно за счет сдвига акцентов, она ломает четкие линии подражания классицизму. Амбивалентность, гермафродитизм – к этому двойному образу драмы подключается игра с ожиданием, которая разворачивается на фоне того, что в своем возможном развитии содержание известно заранее, что еще и утверждается через однозначное название пьесы.
В нашей работе мы хотели бы подробнее рассмотреть языковую структуру начала пьесы, а именно, вводной сцены, и исследовать, что сообщает эта микроструктура о более крупных измерениях пьесы. Насколько в этой сцене более поздние развития объявляются или предвосхищаются через синтаксис, стихосложение и стилизацию? Насколько синтаксические и стилистические элементы проецируются в драматическое и идеологическое пространство? Как поступает автор с проблемой известного и, следовательно, ожидаемого? И насколько вводная сцена становится пролептической миниатюрой всей пьесы?