44th International Philological Research Conference

Проблема правдоподобия в литературе и научное представление о реальности

Гавриил Николаевич Беляк
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2015-03-11
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сопоставлению точек фундаментальной смены научных парадигм с переломными  моментами эволюции литературных направлений. Гипотеза заключается в том, что в обоих случаях кардинальному переосмыслению подвергается содержание и структура понятия реальность. Пути, которыми наука и литература движутся к следующей точке бифуркации, оказываются тесно переплетены. Развитие каждого из них определяется сложной суммой  изменений, которые в общем пространстве  научного и художественного осмысления претерпевает категория реальности.

Тезисы

Мимесис – одно из ключевых свойств художественной словесности. Для того, чтобы быть правдоподобным, текст должен описывать мир при помощи тех же категорий, в которых мыслит его предполагаемый читатель. Многовековая история трансформаций космологических представлений об устройстве вселенной и месте человека в ней традиционно считается предметом истории науки. Однако вместе с тем, что считается научным представлением о мире, меняется также и представление о том, какое художественное описание этого мира можно считать правдоподобным. Соотнесение этих двух историй, редко сопоставляемых между собой в русской филологии, должно оказаться весьма продуктивным. Ведь само понятие реальности, эволюция которого, как думается, полнее всего отражает историю развития человеческого сознания вообще, несомненно лежит на пересечении его научного и художественного осмысления. Точка пересечения двух противонаправленных тенденций: стремления научной парадигмы описать все многообразие форм бытия с помощью ограниченного числа законов и их соотношений (тенденция замыкающая) и стремления высокой литературы с помощью доступных ей средств в законченной форме уместить бессчетное число возможных смыслов и их интерпретаций (тенденция размыкающая) оказывается тем ядром, в котором происходит синтез и эволюция неуловимого, трассирующего понятия «реальность». Интерес представляет сопоставление точек фундаментальной смены научных парадигм и переломных моментов эволюции литературных направлений. Гипотеза заключается в том, что в обоих случаях кардинальному переосмыслению подвергается именно понятие реальности, а развитие как науки, так и литературы на протяжении следующего за сменой цикла, вектор их движения к следующей точке бифуркации определены именно суммой тех изменений, которые категория реальности претерпевает в общем пространстве ее научного и художественного осмысления.