Проблема правдоподобия в литературе и научное представление о реальности
Гавриил Николаевич Беляк
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2015-03-11
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
сопоставлению точек фундаментальной смены научных парадигм с переломными моментами эволюции литературных направлений.
Гипотеза заключается в том, что в обоих случаях кардинальному переосмыслению
подвергается содержание и структура понятия реальность. Пути, которыми наука и литература движутся к следующей точке бифуркации, оказываются тесно
переплетены. Развитие каждого из них определяется сложной суммой изменений, которые в общем пространстве научного и художественного осмысления претерпевает
категория реальности.
Тезисы
Мимесис – одно из ключевых свойств художественной словесности. Для того,
чтобы быть правдоподобным, текст должен описывать мир при помощи тех же
категорий, в которых мыслит его предполагаемый читатель. Многовековая история
трансформаций космологических представлений об устройстве вселенной и месте человека
в ней традиционно считается предметом истории науки. Однако вместе с тем, что
считается научным представлением о мире, меняется также и представление о том,
какое художественное описание этого мира можно считать правдоподобным. Соотнесение
этих двух историй, редко сопоставляемых между собой в русской филологии, должно
оказаться весьма продуктивным. Ведь само понятие реальности, эволюция которого,
как думается, полнее всего отражает историю развития человеческого сознания
вообще, несомненно лежит на пересечении его научного и художественного
осмысления. Точка пересечения двух противонаправленных тенденций: стремления
научной парадигмы описать все многообразие форм бытия с помощью ограниченного
числа законов и их соотношений (тенденция замыкающая) и стремления высокой
литературы с помощью доступных ей средств в законченной форме уместить
бессчетное число возможных смыслов и их интерпретаций (тенденция размыкающая)
оказывается тем ядром, в котором происходит синтез и эволюция неуловимого,
трассирующего понятия «реальность». Интерес представляет сопоставление точек
фундаментальной смены научных парадигм и переломных моментов эволюции
литературных направлений. Гипотеза заключается в том, что в обоих случаях
кардинальному переосмыслению подвергается именно понятие реальности, а развитие
как науки, так и литературы на протяжении следующего за сменой цикла, вектор их
движения к следующей точке бифуркации определены именно суммой тех изменений,
которые категория реальности претерпевает в общем пространстве ее научного и
художественного осмысления.