44th International Philological Research Conference

Концепция индивидуальности в автофикциональных повестях Т. Бернхарда

Светлана Юрьевна Новикова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2015-03-11
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен концепции индивидуальности, представленной в 5 повестях, основанных на материале жизни крупнейшего австрийского писателя второй половины XX в. Томаса Бернхарда (1931–1989). В докладе определяются философские истоки представлений о субъекте в автофикциональном повествовании писателя (Монтень, Ницше, Шопенгауэр, Достоевский); освещается дискуссия относительно того, можно ли определить образ личности в повестях Бернхарда как модернистский или постмодернистский; анализируются способы конструирования авторской идентичности в тексте повестей.

Тезисы

Автобиография Бернхарда во многом противостоит предшествующей автобиографической традиции в том, что касается исповедальности, исповедального пафоса, находится вне парадигмы, заложенной классической автобиографией (Августин – Руссо – Гете). Писатель ориентируется на иной образец автобиографического письма: а именно - тот, что представлен в «Опытах» М. Монтеня. Е. Маркард, в частности, замечает, что связь с творчеством Монтеня отграничивает автобиографию Бернхарда от того, что принято называть «исповедальной литературой 70-х» [Marquardt, 1990, 139], литературой новой субъективности. Объемные цитаты из Монтеня вмонтированы в повестях в метатекст автобиографии, то есть в те пассажи, которые посвящены работе автобиографической памяти, причем часто таким образом, что порой невозможно понять, где заканчивается цитата и начинается собственно повествование Бернхарда. Традиционная, классическая автобиография до 20в. являет читателю когерентную картину личности, стремится объяснить человека. Так, например, Руссо объявляет своим намерением в автобиографии, показать «человека во всей правде его природы», имея в виду себя. Монтень же не готов сказать, в чем заключается правда и природа "Я". Д. Кемпер отмечает, что классическая автобиографическая проза дает лишь один пример откровенного признания диссоциированной личности и внутренней противоречивости личностного проекта — «Опыты» Монтеня [Кемпер, 2009, 153]. Я изменчиво и предстает в автобиографии как конструкт, который в каждое конкретное время может выглядеть по-разному. Именно на этот тип автобиографии ориентируется Т. Бернхард. Кроме того, определяющее влияние на концепцию индивидуальности у Бернхарда оказывает философия рубежа веков с ее рассуждениями о кризисе субъекта (Ницше, Витгенштейн, Достоевский). Так, к работе Ницше «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Über Wahrheit und im außermoralischen Sinn, 1873) отсылает оппозиция «Правда – Ложь», которая прослеживается во всем тексте пяти автобиографических повестей. Идея о том, что объективной Правды не существует, всякая Правда оборачивается Ложью, варьируется в тексте метакомментариев к автобиографии Бернхарда в характерной для романов писателя риторической манере. Одна и та же мысль повторяется, проговаривается на нескольких страницах в бесчисленных вариациях и за счет многократных повторов, музыкального «кружения» текста вокруг нескольких центральных понятий (Правда, Искажения, Воля к правде, Ложь и т.д.), получая решающее для всего текста значение.