Концепция индивидуальности в автофикциональных повестях Т. Бернхарда
Светлана Юрьевна Новикова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2015-03-11
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен концепции
индивидуальности, представленной в 5 повестях, основанных на материале жизни
крупнейшего австрийского писателя второй половины XX в. Томаса Бернхарда (1931–1989). В
докладе определяются философские истоки представлений о субъекте в
автофикциональном повествовании писателя (Монтень, Ницше, Шопенгауэр,
Достоевский); освещается дискуссия относительно того, можно ли определить образ
личности в повестях Бернхарда как модернистский или постмодернистский; анализируются
способы конструирования авторской идентичности в тексте повестей.
Тезисы
Автобиография Бернхарда во многом противостоит
предшествующей автобиографической традиции в том, что касается исповедальности,
исповедального пафоса, находится вне парадигмы, заложенной классической
автобиографией (Августин – Руссо – Гете). Писатель ориентируется на иной образец
автобиографического письма: а именно - тот, что представлен в «Опытах» М. Монтеня. Е.
Маркард, в частности, замечает, что связь с творчеством Монтеня отграничивает
автобиографию Бернхарда от того, что принято называть «исповедальной
литературой 70-х» [Marquardt, 1990, 139], литературой новой субъективности. Объемные цитаты из Монтеня вмонтированы в повестях
в метатекст автобиографии, то есть в те пассажи, которые посвящены работе
автобиографической памяти, причем часто таким образом, что порой невозможно
понять, где заканчивается цитата и начинается собственно повествование
Бернхарда. Традиционная, классическая автобиография до 20в. являет
читателю когерентную картину личности, стремится объяснить человека. Так,
например, Руссо объявляет своим намерением в автобиографии, показать «человека
во всей правде его природы», имея в виду себя. Монтень же не готов сказать, в
чем заключается правда и природа "Я". Д. Кемпер отмечает, что классическая автобиографическая
проза дает лишь один пример откровенного признания диссоциированной личности и
внутренней противоречивости личностного проекта — «Опыты» Монтеня [Кемпер, 2009, 153]. Я изменчиво и предстает в
автобиографии как конструкт, который в каждое конкретное время может выглядеть
по-разному. Именно на этот тип автобиографии ориентируется Т. Бернхард. Кроме того, определяющее влияние на концепцию индивидуальности
у Бернхарда оказывает философия рубежа веков с ее рассуждениями о кризисе
субъекта (Ницше, Витгенштейн, Достоевский). Так, к работе Ницше «Об истине и лжи во
вненравственном смысле» (Über Wahrheit und im außermoralischen Sinn, 1873)
отсылает оппозиция «Правда – Ложь», которая прослеживается во всем тексте пяти
автобиографических повестей. Идея о том, что объективной Правды не существует,
всякая Правда оборачивается Ложью, варьируется в тексте метакомментариев к
автобиографии Бернхарда в характерной для романов писателя риторической манере.
Одна и та же мысль повторяется, проговаривается на нескольких страницах в
бесчисленных вариациях и за счет многократных повторов, музыкального «кружения»
текста вокруг нескольких центральных понятий (Правда, Искажения, Воля к правде,
Ложь и т.д.), получая решающее для
всего текста значение.