Механизмы построения абсурдных стихотворных и прозаических текстов
Наталья Валерьевна Урсул
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
190
2015-03-11
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе исследуются такие основные механизмы построения абсурдных текстов, как: графическая образность, импоссибилия, пастиш, подражание психоделическому и шизофреническому дискурсу, — к которым писатели XIX–XXI вв. прибегают в поисках новой экспрессии, способной передать новые индивидуально-авторские
представления о мире.
Тезисы
Любое литературное
произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации
мира, реализуя тем самым частный вариант его концептуализации. Выражаемые в
литературно-художественной форме знания писателя о мире являются системой
представлений, направленных адресату. В этой системе, наряду с универсальными
общечеловеческими знаниями, существуют уникальные, порой парадоксальные
представления автора, выражаемые нестандартными языковыми средствами.
Использование различного
рода языковых экспериментов особенно часто наблюдаются в литературных
произведениях к. XIX – н. XX вв., то есть в эпоху значительной демократизации
языковой нормы, вызванной стремлением к так называемому «языковому новаторству»
(термин Г.О. Винокура).
Невозможность и/или
нежелание адресата интерпретировать неконвенциональные разноуровневые языковые единицы приводят к тому, что они ошибочно расцениваются
как бессмысленные.
Абсурдные тексты, в
широком смысле, можно подразделить на абсурдные поэзию и прозу. В английской
литературе расцвет абсурдной поэзии приходится на Викторианскую эпоху.
Основателями традиции нонсенса считаются Эдвард Лир (1812– 1888) и Льюис
Кэрролл (1832-1898).
Механизмы построения
абсурдных стихотворных и прозаических текстов многочисленны. Основными из них
являются: графическая образность, импоссибилия, пастиш, подражание
психоделическому и шизофреническому дискурсу.
Так, графическая
образность находит свое отражение в фигурных (графических) стихах, обращенных
не столько к слуху, сколько к зрению. Графическая образность имеет давнюю
историю. Тем не менее, как замечает Ю.М. Лотман (1996) «графическая структура
стиха еще почти не изучена». Спецификой фигурных стихов является особое
расположение строк: весь текст имеет очертание какой-нибудь фигуры. Внешний вид
каждого стихотворения в какой-то мере соответствует его теме и содержанию. Графическая
образность в поэзии может производить двоякий эффект на реципиента. С одной
стороны, фигурные стихи приводят к двусмысленности и неопределенности, а с
другой – они рассчитаны на стимуляцию воображения и ассоциативного мышления.
Отличительная черта
психоделических стихов – максимизация
степени воздействия текста на читателя; прочтение текста ощутимо изменяет
систему мировосприятия у читателя, интерактивно
взаимодействует с самостабилизирующейся структурой его сознания.
Импоссибилия используется
поэтами и писателями-прозаиками (чаще в сказках). Нарочито неправдоподобные
описания и утверждения типичны для лимериков. Лимерик – форма короткого
юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на
обыгрывании бессмыслицы.
В широком смысле пастиш
представляет собой пародию на существующий авторский текст. Основной авторский
прием пастиша – апелляция к сравнению исходного текста. Если реципиент не
знаком с исходным текстом, то он не способен воспринять вторичный текст как
пародию. В связи с этим у него может сложиться впечатление о бессмысленности
(неинформативности) вторичного текста.
Подражание
шизофреническому дискурсу в литературе – явление новое и малоизученное. Под ним
подразумевается один из способов деавтоматизации мышления, характеризующегося
прежде всего распадом причинно-следственных связей, порождающих внешний алогизм
высказываний. Основные черты шизофренического дискурса по В. П. Рудневу (1999):
хаотичность, бесцельность речи,
производные от нарушения нормального действия ассоциаций.
Употребление и компиляция
неконвенциональных языковых единиц следует расценивать как результат авторской
языковой игры. Исходя из вышесказанного, абсурдные стихотворные и прозаические
тексты интенциональны, направлены на определенного читателя/слушателя, не
являются семантически бессмысленными и поддаются интерпретации.