44th International Philological Research Conference

Направления и способы оптимизации профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов гуманитарных специальностей

Татьяна Юрьевна Репина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

6
2015-03-12
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе будут определены современные приоритеты иноязычной подготовки студентов гуманитарных специальностей на неязыковых факультетах и предложен комплекс педагогических средств и методов, способных обеспечить развитие лингвистической культуры, академических и профессиональных компетенций студентов с учетом их индивидуальных профессиональных запросов. Творчески развивая уже зарекомендовавшие себя методы портфолио, проектной работы, ролевой игры, внимание будет уделено вопросам эффективной организации аудиторной, самостоятельной и исследовательской работы студентов, возможности отказа от УМК.

Тезисы

Современный подход к обучению иностранному языку в вузе должен быть основан на реальных потребностях студентов как будущих специалистов и/или ученых в своей области знаний. Новые тенденции мирового развития предполагают расширение профессионального общения и деловых контактов на международном уровне, использование новых средств телекоммуникации. Трудно представить плодотворную профессиональную деятельность в сфере гуманитарных наук – исследовательскую, творческую, организационную – без хорошего знания иностранного языка, в первую очередь английского. Поэтому обучение иностранному языку становится не только частью общекультурного развития специалистов, но и обязательным компонентом их профессиональной компетенции. Следовательно, больше внимания должно уделяться развитию у учащихся целого комплекса компетенций, включающих помимо иноязычной коммуникативной компетенции ещё и социокультурную, информационную, межкультурную.
Однако то, что декларируется, на деле оказывается не всегда выполнимым.
Начнем с двух актуальных проблем.
- Сокращение аудиторных часов ведет к пропорциональному увеличению объема самостоятельной работы и необходимости модификации методов её организации и оценивания.
- Серьезной проблемой является ориентированность на успешное прохождение стандартизированных тестов в средней и высшей школе. В итоге, студенты не владеют необходимым комплексом учебно-познавательных компетенций и навыками критического мышления.
Концепция преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах СПбГУ в последние годы изменилась. Преподавание собственно языка ограничивается обязательным курсом общего английского языка (General English), цель которого в сжатые сроки поднять уровень владения до В2. В итоге, к прогнозируемым и оцениваемым результатам обучения относится в основном развитие языковых навыков, а приоритетом в преподавании остается работа с текстом, изучение грамматики и лексики. Далее студенту рекомендуется посещение лекций на английском языке, где он оказывается пассивным участником процесса получения профессиональных знаний, осложненного тем, что обучение происходит на иностранном языке. О плюсах и минусах поговорим подробнее.
По сложившейся традиции преподавание языка ведется по общей стандартной программе с очень ограниченной вариативной частью на основе базового УМК. Безусловно, такая система гарантирует преемственность, адаптирована для одного профиля подготовки, экономит время на подготовку учебно-методических материалов, хорошо знакома студентам со школы, но она ориентирована на развитие основных языковых навыков и изучение общих тем и мало соответствует потребностям конкретной специальности.
Рассмотрим варианты выхода из этой ситуации, обратившись к методам либерального образования, с его интерактивностью, критическим анализом текстов, междисциплинарным подходом и широтой охвата материала. Проанализируем опыт использования модульных программ по английскому языку для подготовки студентов-бакалавров по направлению «Искусства и гуманитарные науки», о несомненных преимуществах выделения модулей в рамках «общего английского языка» и замещения их модулями академического и профессионально ориентированного языка. Кроме того, исследуем опыт Dogme ELT, который допускает отклонения от планомерного следования рабочей программе, отказ от жесткой привязанности к конкретному учебно-методическому пособию и передачу инициативы в выборе тем и учебного материала студентам. [Thornbury, Meddings, Unplugged Teaching]
Добиться высоких результатов невозможно, если освоение предмета не вызывает у студентов положительных эмоций и ощущения удовлетворенности своими достижениями. Расширение портфолио в личностно-ориентированном обучении за счет skills checklists, learning and vocabulary journals, competency and progress self-tests, включения источников исследовательской и проектной работы повышает понимание целей и визуализирует контроль успехов обучения, повышает мотивацию и ответственность.